Александр Артёмов
Митинг оппозиции 10 марта на Новом Арбате, конечно, произвёл ещё более удручающее впечатление, чем все предыдущие. Прежде всего, стало заметно невооружённым глазом уменьшение количества протестующих. По оценке организаторов - около 20 тысяч человек. Те же цифры они называли и 5 марта, во время митинга на Пушкинской площади, но ведь то был понедельник, рабочий день. А тут - в выходной день, да ещё после двух выходных... Гораздо меньше, чем выходило даже в феврале, в трескучий 20-градусный мороз.
Члены т. н. "партии Навального" (к этой "виртуальной партии" г-жа Юлия Латынина после первого "болотного" митинга отнесла себя самоё, г-жу Собчак и Божену Рынску) подводят под снижение численности митингов, с позволения сказать, "теоретическую базу". Юлия Латынина заявила в своей программе "Код доступа": "На мой взгляд, абсолютно, действительно, бесполезно сейчас ходить на большие толстые эти митинги хотя бы потому, что, в общем, на эти митинги ходят не нашисты, не Света из Иваново, креативный класс так называемый, люди занятые. Их таскать в отличие от Светы из Иваново бесконечно невозможно на митинги. У них другое содержание жизни, они оскорбятся".
А Ксения Собчак выступила на митинге 10 марта с новыми, торжествующими нотками в голосе, и заявила примерно следующее: "На одном из первых митингов я говорила, что не хочу брать власть, а хочу влиять на власть (то есть влиять на Путина, сохраняя его у власти. - Прим. автора). Тогда мне свистели, но сейчас, я думаю, свистеть будут гораздо меньше, чем тогда!". Иначе говоря - революция ваша болотная слита, по одёжке протягивайте ножки, и теперь пытайтесь, если можете, "влиять" на обожаемого дядюшку Пу, вымаливая у него уступки, а не предъявляя ему какие-то наглые требования. (К чести собравшихся надо сказать, что около половины митинга во время выступления г-жи Собчак свистело).
О том, кто вообще пустил к микрофону митинга г-жу Собчак - разговор особый. После своего освистанного выступления на проспекте Сахарова г-жа Ксюша заявила в интервью, что не видит альтернативы Владимиру Путину на мартовских президентских выборах: "В этом смысле для меня Путин не является самым большим злом, и это моя искренняя позиция. Почему я должна говорить, что выступаю за немедленную отставку Путина, если я искренне – не потому, что чего-то боюсь, - я искренне считаю, что не это является самым большим злом".
Казалось бы, после такого заявления вход на трибуну оппозиционных митингов для госпожи Собчак должен быть закрыт раз и навсегда. Но какое там... Видимо, вожди "болотной" оппозиции - люди такого сорта, что им сколько раз ни плюй в глаза, всё будет божья роса. Допустив г-жу Собчак к микрофону, они и сами смачно плюнули в лицо всем собравшимся - на что те и отреагировали закономерным свистом.
Сам принцип формирования списка ораторов на "болотных" митингах таков, что выборы под руководством Чурова кажутся на этом фоне полным и безоговорочным триумфом демократии. В интернет-демократию, как на первых митингах, никто уже даже и не думает играть - список ораторов и ведущих составляют неведомо кем выбранные и уполномоченные "Оргкомитеты", "Лиги избирателей" и прочие самопровозглашённые высокие инстанции. Рядовых митингующих никто и не спрашивает.
Огромным шагом назад для оппозиции стал, как и 5 марта, отказ от отдельных политических колонн. В феврале их было четыре - красная, либеральная, националистов и "общегражданская". Казалось, так будет и впредь. Такое разделение, безусловно, увеличивало численность собравшихся. Потому что "прежде чем объединиться, надо размежеваться".
"Врозь идти, вместе бить!" - старый завет любых союзов для революционеров. Одно дело - пройти собственной колонной по улице или площади, плечом к плечу с единомышленниками. Совсем другое дело - подавляя тошноту, полоскаться в общей шайке-лейке с "п...здатыми шубами" г-жи Собчак и иже с ней. Даже если один-другой раз пополощешься, закрыв глаза и заткнув нос, - рано или поздно брезгливость возьмёт верх. Причём и с той, и с другой стороны.
Почему же было решено слить все флаги вперемежку в один общий "бак"? Вероятно, по той же причине, по которой сливается и весь протест вообще. Что будет, если революционные красные флаги простирать вместе c белыми ленточками? И те, и другие превратятся в пожухлые и невыразительные бледно-розовые тряпки. Кстати, интересно, видел ли кто-нибудь когда-нибудь на свете БЕЛЫЙ ФЛАГ ПОБЕДЫ? Можно сказать, что уже цветом своих лент "болотная" революция настроила себя на поражение.
Перейдём теперь к содержанию других речей, кроме откровений г-жи Собчак. По правде говоря, слушать то, что говорилось с трибуны, можно было только плотно заткнув уши, не иначе. Выборы, выборы, выборы, фальсификации, фальсификации, фальсификации, наблюдатели, наблюдатели, наблюдатели, карусели, карусели, карусели... - и так без конца, и ничего больше. Вопрос уже давно стоит иначе - как, какими средствами смещать режим Путина, но об этом, за единственным исключением (о котором - ниже) НИКТО (!) не говорил. Такое впечатление, что господ либеральных ораторов заклинило, заело на одном месте, как испорченную пластинку.
В толпе недалеко от трибуны, как подсказка и шпаргалка для выступающих, была развёрнута растяжка - "Гражданское неповиновение"! Но не помогло... Где там! Г-да "белые революционеры" по-прежнему свято веруют, что у шулеров можно выиграть, играя в их собственную игру по ими же, шулерами, утверждённым правилам. Накапливая горы и горы, тонны "доказательств фальсификаций". Хотя кому нужны их доказательства! Путинский режим просто проглотит их в один присест, как дракон в фильме по известной сказке Евгения Шварца. И оппозиции останется только сказать господину дракону упавшим голосом архивариуса Шарлеманя:
- Вами съеден чрезвычайно ценный исторический документ...
В декабре, помнится, все умеренные оппозиционеры в один голос славили г-на Навального за его якобы "блестящую придумку" - "голосовать за любую партию, кроме жуликов и воров". Сейчас, после президентских выборов, таких восторгов что-то больше не слышно. Почему так? Очень просто: потому что избранная тактика - участия с шулерами в шулерских играх по шулерским правилам - привела к закономерному итогу - чистому проигрышу оппозиции и победе шулеров. Да и могло ли быть иначе?..
Единственным выступающим, кто внёс свежий глоток воздуха в эту беспросветную болотную затхлость, оказался Сергей Удальцов. Он прямо сказал, что есть только два способа мирно сменить режим - массовая забастовка или палаточный лагерь протеста в центре столицы. Эта простая мысль, давно уже ясная, наверное, большей части собравшегося народа, с трибуны прозвучала как настоящее откровение. Да, это так - если что и способно прогнать Путина и путинцев из Кремля, то уж никак не подсчёт бумажек на устроенных ими самими официозных мероприятиях!
Удальцов призвал к несанкционированным акциям на Пушкинской площади каждую субботу, к "маршу миллиона" в начале мая, накануне инаугурации Путина.
"Марш миллиона" - это, конечно, замечательно, дело осталось за малым - собрать этот самый миллион... И разве - ну, пусть не миллион, так сто или сто пятьдесят тысяч граждан - не давали самопровозглашённым возглавителям "болотного" движения огромный кредит своей поддержки в течение добрых трёх месяцев? И как же господа возглавители этим кредитом воспользовались? Они его растратили без пользы и толку, обменяли на ненужную встречу с зицпрезидентом Медведевым, обменяли на какой-то бессмысленный приставной стульчик в Госдуме, обменяли на места в бесправных президентских комиссиях... Спрашивается, зачем?
А ведь кредит доверия выдаётся не бессрочно и не беспроцентно. Невольно вспоминаются слова Владимира Ульянова, сказанные накануне краха Временного правительства: "Прошло семь месяцев революции. Народ бесчисленное количество раз выражал свое доверие эсерам, давал им большинство на выборах [в органы параллельной власти - Советы], говорил партии эсеров: веди нас, мы вручаем тебе руководство!".
Эсеры тогда взять власть не решились, что закономерно сбросило их с исторической доски. Сейчас, спустя без малого столетие, путь тогдашних соглашателей повторяют вожди "белой революции". Как говорится, история повторяется дважды... Но, предположим, случится чудо, и 1 мая на площади действительно выйдет - и не пять тысяч человек (что более правдоподобно, учитывая нынешнюю безрадостную динамику численности митингов) - а миллион. Ну, хотя бы сто тысяч, как это было в декабре и феврале. Что тогда? Ведь вожди оппозиции вновь заставят людей покорно промаршировать сквозь полицейские рамки на очередную санкционированную властями акцию, постоять под гроздьями идиотских белых шариков и с белыми ленточками на груди, слушая словесное недержание очередных ксюш-собчак, а потом... разойтись по домам.
Кстати, на митинге 10 марта был один маленький, но поучительный эпизод. Расходясь с митинга, люди направились в обе стороны, но в одну из сторон полиция их упрямо не пускала. Тогда народ попросту смёл полицейскую цепочку - с такой же лёгкостью, с какой человек смахивает с лица налипшую паутину, и направился... куда?.. увы, всего лишь в метро. А Сергей Удальцов как-то не очень внятно - гораздо менее ясно и решительно, чем 5 марта на Пушкинской площади - призвал провести после митинга в этот же день несанкционированную акцию. Но где она состоится, автор этих строк из речи Удальцова, признаться, понять не сумел - думаю, как и большая часть собравшихся. Постоял на месте митинга ещё около часа - народ постепенно расходился.
Только на обратном пути случайно увидел, что, оказывается, что-то несанкционированное с участием Удальцова творилось возле кинотеатра "Художественный". Сергей был задержан полицией, как и ещё несколько человек вместе с ним. В общем, как справедливо заметил поэт, "ох, нелёгкая это работа - из болота тащить бегемота!". С другой стороны, тащить придётся, потому что: - Провалился в болото? - Да! И ни туда, ни сюда! О, если вы не придёте - Он утонет, утонет в болоте, Умрёт, пропадёт Бегемот!!! Но охота была, спрашивается, его туда заталкивать?
P.S. А российские правозащитники на днях повеселили до слёз - они сочли оскорбительными слова, которыми г-жа госсекретарь Хиллари Клинтон приветствовала победу Путина на президентских "выборах".
Скорее всего, почтенные г-да правозащитники не видели ролик, где Сильвио Берлускони прикладывается губами к руке Муамара Каддафи. (Лидер Джамахирии смотрит на итальянского премьера с некоторым изумлением, примерно как герой Пьера Ришара в комедии "Укол зонтиком", когда киллер-мафиози решил по ошибке, следуя обычаям мафии, приложиться к его руке). Наверное, если даже г-да правозащитники и наткнулись случайно на этот ролик в интернете, то, поморщившись, поспешили перелистнуть на другую web-страницу.
А между тем этот ролик следует смотреть внимательно, даже не один раз, хорошенько прочувствовав в нём каждую деталь. Очень просветляющее занятие (для правильного понимания политики Запада)! Можно заодно освежить в памяти и другой ролик - с одобренными лично г-жой Клинтон (её слова: "вау! пришли, увидели, убили!") предсмертными пытками того же Каддафи. Как известно, у Запада "нет постоянных союзников и противников, зато есть постоянные интересы". Такова фундаментальная основа двуединой политики Запада: не получается осуществить свои интересы через лобзание ручки - вводим штык в задний проход. Не получается ввести штык - тогда ручку пожалуйте...
Комментариев нет:
Отправить комментарий