Александр Артёмов
На Каннском кинофестивале датский режиссёр Ларс фон Триер неожиданно заявил: "Я понимаю Гитлера. Я думаю, он сделал немало плохого, бесспорно, но я представляю, как он сидел в бункере в свои последние часы, и немного ему симпатизирую... Так вот: да, я нацист". Это заявление вызвало многочисленные протесты, и Триер вскоре от него отрёкся. В частности, в интервью московским "Известиям" он принёс извинения за эти слова и назвал себя "идиотом".
Нет, г-н Триер, не надо ссылаться на слабость вашего рассудка: всё было взвешено и просчитано. Такие заявления в политике имеют точное название: пробный камешек.
Как известно, норвежский писатель Кнут Гамсун на склоне лет имел неосторожность поддержать Гитлера. После этого никакие апелляции к преклонным годам и прочим смягчающим обстоятельствам и объективным причинам силы уже не имели. Вчерашний кумир превратился в парию, персону нон грата. Тысячи бывших поклонников его таланта со всей Европы нашли способ выразить писателю своё возмущение и разочарование - они стали присылать ему посылки с его собственными книгами. Местная почта была завалена горами собраний сочинений Гамсуна, которые возвращали автору...
Опасается ли г-н фон Триер повторить судьбу Кнута Гамсуна? Да ничуть не опасается! Сейчас, как мы видим, всё иначе.
"Я нацист!.. Я симпатизирую Гитлеру!" После чего автор таких заявлений раздосадованно хлопает себя по лбу: "Ах, я идиот! Что сморозил!". И всё - инцидент исчерпан, и у несостоявшегося "нациста" жадно, нарасхват берут интервью ведущие газеты всех стран, расспрашивая о мельчайших деталях его "идиотизма". Публика с интересом глотает всё это, вчитываясь в подробности.
Но ни один диск с фильмом не возвращается режиссёру по почте - просмотр их продолжается с нарастающим успехом. А что будет завтра?
Судя по направлению идущих в Европе процессов, завтра такие заявления станут вполне "комильфо".
"Я нацист!.. Симпатизирую Гитлеру!"
"Ах, как это мило! Как свежо! Как давно мы такого не слыхали!".
И на приветствие "Хайль Гитлер!" станут политкорректно отвечать, как на "ассалям алейкум!" - "Гитлер хайль!"
Возьмём хотя бы сравнительно недавний пример: Европейский суд, как известно, пересмотрел своё собственное решение, одобрил приговор латвийского суда и признал "преступником" красного партизана Василия Кононова. Кононов "провинился" в том, что партизанский отряд под его командованием уничтожил девять нацистских пособников. "Мирных, невооружённых жителей", по терминологии латвийского и Евросуда.
Тот факт, что все эти "мирные жители" были вооружены нацистами, а один даже встретил партизан с оружием в руках, для правосудия несущественен. Другой факт, что "мирные жители" были виновны в сожжении заживо двенадцати партизан, включая женщину-медсестру, а также её 7-месячного младенца, судьи также не замечают. И впрямь - какое это имеет значение? Оказывается, что бы ни совершили нацистские прихвостни, Кононов не имел право их карать, а мог только "доставить их в объективный суд".
Куда? Вероятно, в Страсбург, в Европейский суд по правам человека. С прениями сторон, речами защиты, судьями в пудреных париках и мантиях...
Одна закавыка: до тех пор, пока Кононов и его соратники не водрузили знамя Победы над рейхстагом, никакого Европейского суда в Европе не было и в помине. Повсюду были только нацистские суды... Но разве это существенно для европейского правосудия? Значит, надо было подождать до Победы.
А была бы она, Победа, при таких-то высоких "процессуальных гарантиях" нацистам? А какая разница! Пусть рушится мир, и торжествует правосудие!
Весной 2011 г. Василий Кононов скончался. Теперь в его "деле" новый поворот: по требованию латышских правых местные власти начали проверку по факту сбора средств на создание Кононову надгробного памятника. Виновным в "оправдании или прославлении военных преступлений" грозит до пяти лет тюрьмы. Преступным правые посчитали и содержание газеты движения ЗаПЧЕЛ ("За права человека в единой Латвии"), которую раздавали прохожим 9 мая. В одной из статей было сказано, что "если бы не подвиг Василия Кононова и миллионов других антифашистов, сейчас не было бы ни Европейского суда по правам человека, ни Латвийской Республики, ни латышского языка".
Абсолютно точная, справедливая, и притом вполне сдержанная оценка! Но и она, оказывается, уже граничит с уголовным преступлением. Вот как далеко мы зашли!
И это лишь один из сотен и тысяч фактов, которые указывают на одно: в Европе и мире полным ходом идёт процесс реабилитации нацизма. Так удивительно ли, что на фоне таких решений европейского правосудия и общей атмосферы растущего нацистолюбия в Европе датский режиссёр расхрабрился и решил выдать граду и миру свои заветные откровения: "Я нацист!.. Я симпатизирую Гитлеру!"
Странно не это - странно то, что эти откровения всё-таки вызвали возмущение общественности, заставившее "храбреца" поспешно объявить себя "идиотом". Вроде бы пущенный пробный камешек отскочил пока обратно. Когда нацизм является в ТАКОЙ форме, измазанный в коричневом с ног до головы, Европа ещё не готова сжимать его в радушных объятиях. Но надолго ли хватит её остаточной брезгливости?
Комментариев нет:
Отправить комментарий