Александр Артёмов
95 лет тому
назад, 1 мая 1919 года, на Красной площади в Москве, на Лобном месте, где, по
легенде, был казнён Степан Разин (на самом деле его четвертовали на Болотной
площади, а с Лобного места 6 июня 1671 года оглашался приговор) был открыт
памятник знаменитому мятежному атаману. Автором композиции стал Сергей
Конёнков, ещё до революции прозванный "русским Роденом". Художник
рассказывал, что большие споры в процессе создания произведения вызвал вопрос —
надо ли изображать в скульптурной группе пленную персидскую княжну, согласно
преданию, брошенную атаманом в Волгу?
«Я пошёл в Совет
казачьих депутатов. Председателем там был Макаров — дельный парень, уважаемый
среди казаков человек. Объяснил ему, в чём моя просьба: так, мол, и так, нужны
мне твои донцы-молодцы, чтобы было с кого снимать обличье Разина и его ближайших
друзей.
— А кто его
ближайшие-то друзья? — хитровато сощурившись, спросил Макаров.
— Про то тебе и
казакам лучше знать... — пошёл я ему навстречу.
— Верно. То
память наша — донских казаков. А были в его челне, как про то деды сказывали,
рулевой Ефимыч, Митрич Борода, есаул Васька Ус, Петруха Губанов, татарин Ахмет
Иванович…
— Товарищ
председатель Макаров, а как же ты княжну-царевну не вспомнил? — подал голос
бородатый рослый воин. — Тут-то Степан Тимофеевич и показал свой характер. Ради
святого товарищества навек расстался с красавицей.
Макаров
откомандировал в моё распоряжение полное отделение — десять казаков: и молодых,
и почти безусых, и бородатых ветеранов. Между нами шёл долгий упрямый спор.
Молодые говорили:
— Зачем Разина —
революционного героя — в компании с бабой изображать?
На это им
бородатые витязи Октябрьской революции повторяли свой тезис:
— Степан
Тимофеевич сказал: «Ничего не пожалею ради дружбы казацкой, ради товарищества»,
так и поступил, а раздор-то был из-за бабы, этой самой персидской княжны.
Так в композиции
«Степан Разин с ватагой» волею красных казаков-ветеранов оказалась персидская
княжна».
Конёнков
продолжал свой рассказ: «И Степан Тимофеевич, и его ближайшие сподвижники были
вырублены из сосновых кряжей, а княжна отлита из цемента... Намечали на
некоторое время установить скульптурную композицию на Красной площади для
всенародного осмотра, а потом поместить в музей. Разин со своим окружением
настолько увлёк меня, что я шаг за шагом уходил от монументальности к
психологической многоплановости. В результате вышло то, что должно было выйти,—
скульптурная композиция, рассчитанная на круговой обзор в музейном зале. И
масштаб, и материал (дерево), и характер моделировки — всё для восприятия в
интерьере. Но впервые москвичи увидели «Разина с ватагой» на лобном месте
Красной площади в ясный тёплый день 1 мая 1919 года... Важно было напомнить
массам о выдающихся народных борцах. Как и ожидали, открытие памятника Степану
Разину вылилось в большое событие».
Митинг по случаю
открытия памятника открыл сам Конёнков. Выступали вожди большевиков, донские,
терские и оренбургские казаки. А потом появился глава Совнаркома. Конёнков:
«Никогда не забыть мне, как шёл Владимир Ильич к лобному месту. Он был без
пальто, в своём обычном костюме. Ликующая толпа, словно по мановению волшебной
палочки, расступилась перед ним, образуя широкий коридор через всю площадь».
Владимир Ильич, в
частности, сказал:
— Это Лобное
место напоминает нам, сколько столетий мучились и тяжко страдали трудящиеся
массы под игом притеснителей... Этот памятник представляет одного из
представителей мятежного крестьянства. На этом месте сложил он голову в борьбе
за свободу. Много жертв принесли в борьбе с капиталом русские революционеры.
Гибли лучшие люди пролетариата и крестьянства, борцы за свободу, но не за ту
свободу, которую предлагает капитал, свободу с банками, с частными фабриками и
заводами, со спекуляцией. Долой такую свободу, — нам нужна свобода
действительная, возможная тогда, когда членами общества будут только работники.
Много труда, много жертв надо будет положить за такую свободу. И мы сделаем всё
для этой великой цели, для осуществления социализма. (Бурные аплодисменты.)
Скульптурная
группа простояла на площади недолго, всего 25 дней. Затем «Разина с ватагой»
перенесли в музей.
Разумеется, среди
либерально-белогвардейских кругов почитание разбойника, атамана голытьбы
Степана Разина в красной России вызывало многочисленные насмешки и издёвки.
Культ Разина либералы противопоставляли пришедшему с Запада учению Маркса.
Либеральный журнал «Новый Сатирикон» в 1918 году на карикатуре сопоставлял
памятники Разину и Карлу Марксу. Маленький Маркс скромно притулился в тени
огромного, самоуверенно подбоченившегося колосса Разина. Маркс говорит: «Мы с
Разиным, кажется, не похожи друг на друга, но как нас поразительно смешивает
добрый русский народ...» Впрочем, над памятниками Марксу в РСФСР либеральная
пресса тоже вдоволь потешилась. Газета «Чёртова перечница» летом 1918 года
смеялась: «Поставлен памятник Карлу Марксу в Елабуге. Население приносит жертвы,
мажет губы мёдом и поёт около памятника подблюдные песни». А по поводу
намерения установить на советские деньги памятник Марксу на его могиле в
Лондоне журнал «Новый Сатирикон» ядовито отмечал: «В этом проекте много
здравого смысла и истинной любви к покойному. А именно: так как Марксу, по
милости большевиков, придется еще не один раз перевернуться в гробу, то во
избежание этого и ставится на могилу русский памятник. Придавят — не
перевернёшься». Уже в 1921 году в одном из очерков известного сборника Аркадия
Аверченко «Дюжина ножей в спину революции» иностранец со страхом, смешанным с
любопытством, спрашивает у русского эмигранта: «Правда ли, что разбойнику
Разину поставили на главной площади памятник?».
P. S. Почитание
революционера Степана Разина в РСФСР имело одно несколько неожиданное
последствие. В 1922 году в его честь был назван... пивоваренный завод.
Этот завод
существует и поныне. Радоваться ли такой популяризации имени бунтовщика —
вопрос, мягко говоря, спорный...
Комментариев нет:
Отправить комментарий