Александр Артёмов
Один из архитекторов реформ грузинской экономики - российско-грузинский олигарх Каха Бендукидзе - заявил в интервью "Новой газете", что оппозиция в Грузии недовольна призывами властей "сотрудничать с полицией". Он пояснил: "Потому что в Советском Союзе была двойная мораль: я понимаю, что этот человек ворует, но никому не скажу, потому что доносительство - грех. Новая модель строится на том, что, когда люди видят преступление, они сразу сообщают полиции, потому что преступник нарушает тот закон, по которому они хотят жить. Грузия уходит от советской ментальности, и хранители, так сказать, духовных ценностей недовольны".
Ну вот, наконец-то. Гг. рыночные реформаторы уже все уши нам прожужжали своими призывами "преодолеть советскую ментальность", ещё шире - "сломать русскую матрицу" и т. д., но до сих пор невозможно было уразуметь: что же, собственно, предлагается преодолеть и сломать. И вот - свершилось! Теперь окончательно ясно, что именно в "советской ментальности" (она же "русская матрица") не устраивало её противников. Зло названо своим именем - нелюбовь к доносительству!
Вот, оказывается, где была спрятана заветная иголка проклятого советско-русского Кощея! Зато нынче всё ясно - накатал на соседа донос в налоговую - и всё, ты уже не "совок". Освободился от "советской ментальности", а заодно и "русскую матрицу" (она же "грузинская") - "хрусть, пополам!" - об колено сломал, как Кощееву иглу. В общем, как верблюду не дано пройти в игольное ушко, так и "совку" невозможно войти в рыночный рай, не впитав в себя, в каждую клетку тела, любовь и преданность к полиции, не слившись с нею безоговорочно, не став на 100% убежденным "стукачом" и "доносчиком". Не "сотрудничая с полицией" по всякому поводу. Не будучи человеком, рука которого рефлекторно набирает номер полиции при виде любого самомалейшего нарушения закона.
Сосед поставил машину на газон? Звонок в дорожную полицию. Коллега курит в неположенном месте? Сообщаю по начальству. И так далее, и так далее - по всем пунктам.
Правда, не совсем понятно, что же гг. реформаторы два десятка лет таинственно молчали об этом великом секрете окончательной победы над "совком". И даже более того - ритуально проклинали "совков" за их склонность к доносительству. Только вспомнить - сколько тонн желчи и яду было вылито в годы перестройки на могилу бедного Павлика Морозова за его "донос на отца"! (Кстати, дело-то против Морозова-старшего было именно о коррупции - будучи председателем сельсовета, он за взятки справлял всем желающим липовые документы).
И только теперь выяснилось: если "совки" и доносили, то мало, мало! А главный порок "совков" заключался отнюдь не в том, что они доносили, а в том, что они это делали недостаточно. Для свободного рыночного общества - совершенно недостаточно!
На самом деле у них, подлецов, была "двойная мораль", и донос втайне осуждался.
То же самое, кстати, было и до революции 1917 года - достаточно вспомнить откровенный рассказ Ф. М. Достоевского - отнюдь не революционера по взглядам:
- Представьте себе, – говорил он Суворину, согласно воспоминаниям последнего, – что мы с вами стоим у окон магазина Дациаро и смотрим картины. Около нас стоит человек, который притворяется, что смотрит. Он чего-то ждёт и всё оглядывается. Вдруг поспешно подходит к нему другой человек и говорит: «Сейчас Зимний дворец будет взорван. Я завёл машину». Мы это слышим. Представьте себе, что мы это слышим, что люди эти так возбуждены, что не соразмеряют обстоятельства и своего голоса. Как бы мы с вами поступили? Пошли бы мы в Зимний дворец предупредить о взрыве или обратились ли к полиции, к городовому, чтоб он арестовал этих людей? Вы пошли бы?
– Нет, не пошёл бы, - отвечал Суворин (тоже, мягко говоря, не сторонник революции).
– И я бы не пошёл. Почему?.. Я вот об этом думал до вашего прихода, набивая папиросы. Я перебрал все причины, которые заставляли бы меня это сделать. Причины основательные, солидные, и затем обдумывал причины, которые мне не позволили бы это сделать. Эти причины прямо ничтожные. Просто боязнь прослыть доносчиком..."
Вот она, злодейская "русская матрица" как она есть, в чистом виде! Ну не желают эти упрямые русско-советские, а также грузинско-советские, признавать донос доблестью и даже просто добродетелью, хоть ты им кол осиновый на голове затеши!
Наверное, гг. реформаторы ждали, пока вырастет "первое свободное поколение", чтобы поведать ему эту свою Главную Буржуинскую тайну - как преодолеть "советскую ментальность" и сломать зловредную русскую (она же грузинская и т. д.) "матрицу". Зато теперь представители "первого свободного поколения", родившегося и выросшего после крушения СССР, всё-всё напишут куда следует! Выложат как на духу! Куда там до них бедному Павлику!..
Только бы не получилось, как в недавнем анекдоте:
"Депутаты Госдумы решили обязать россиян доносить на родственников.
- Алло, это прокуратура?
- Да, я вас слушаю.
- А мой папа на взятку купил "Бентли".
- Люся, это ты?
- Папа?!.."
Павел Люзаков:
Бендукидзе – пример либерала, пришедшего к власти. И всё поначалу вроде бы получается: и чиновников сократили вдвое, и менты взяток не берут, и в самой воровской в прошлом республике союза не осталось ни одного вора в законе!
Хочешь зарегистрировать свой бизнес – пожалуйста, можешь даже по интернету. Слово «откат» на грузинский не переводится. Таможенники!!! – и те не берут!!!
Но – и не провезти ничего мимо.
Но – и не дать менту на лапу.
Потому как самому наручники тут же наденут.
И хочется, чтобы народ полюбил такое государство. Хочется, но не получается. И вряд ли получится.
Потому что любое государство – это враг народа. Это сегодня оно такое аккуратное, либеральное, законопослушное государство. А каким оно будет завтра, мы не знаем.
Большевики вон поначалу тоже хотели, чтобы народ им верил и доносил. Даже формулу такую придумали: каждый коммунист должен быть чекистом. И ведь прижилось, а чем закончилось? Миллионы писали доносы друг на друга! Дошло до того, что в каждом коллективе был свой собственный секретный сотрудник органов.
Только советское государство это не спасло.
Должен ли человек доносить? Вопрос почти философский. И много можно напридумывать оправданий доносительству, но ни одно из этих оправданий не отменит простое человеческое чувство отвращения к доносу и доносчику.
Хотели бы вы, чтобы ваша дочь вышла замуж за доносчика, за профессионального стукача на зарплате? Да или нет?
Недонесение, это не советская ментальность. А как раз наоборот – антисоветская. Выстраданная в те времена, когда половина сидела, а половина дрожала.
Так что мы не станем, как дрессированные американцы или европейцы, подглядывать за соседом и сообщать куда следует о том, что тот не платит налоги. Даже если государство наше тоже вдруг станет либеральным. Мы ему ничем не обязаны.
В конце концов, мы ведь не коммунисты, чтобы быть чекистами…
Комментариев нет:
Отправить комментарий