Президент Д. Медведев в своём новогоднем поздравлении заявил: "Ровно 20 лет назад мы в первый раз встречали Новый год в стране с именем Россия – именем, прославленным деяниями наших великих предков, которые смогли на протяжении веков собрать огромную и очень сильную державу, создать великую страну".
Александр АРТЁМОВ: Д. Медведев, кажется, взялся перещеголять рекорд собственных "ляпов". После недавнего простодушного признания, что они с ВВП обо всем заранее договорились ещё четыре года назад (что вызвало первую вспышку возмущения) и наименования главы ЦИКа "волшебником" (что вызвало в обществе уже целую бурю протестов), теперь Дмитрий Анатольевич заявил, что мы, оказывается, всего в 20-й раз встречаем Новый год в "стране (!) с именем Россия". А с другой стороны, заметил, что Россия создавалась "на протяжении веков".
Первые два утверждения были великолепными пасами протестующим – что поневоле заставляет заподозрить, что Д. А. М. вовсе не так прост, как кажется, а на полную катушку использует "управляемую глупость" как мощное оружие против своего шефа. Ну, а новейший перл абсурда тогда просто, видимо, должен подтвердить устоявшуюся репутацию блаженного кремлёвского "Айфончика".
Но факт остаётся фактом – что прошло уже более 20 лет с того момента, как было объявлено о прекращении существования СССР и над Московским Кремлём был впервые с 1918 года спущен красный флаг.
До сих пор иногда приходится слышать утверждения, что это событие, мол, было триумфом самоопределения народов. Но так ли это? Ведь весь смысл понятия "САМОопределение" именно в том и состоит, что народы САМИ определяют свою судьбу, а не какой-то "добрый дядя", вроде Ельцина или Шушкевича, за них решает, как им жить – вместе или порознь.
Между прочим, в период апартеида на территории Южно-Африканской республики тоже были созданы так называемые "независимые бантустаны". Это были якобы суверенные и независимые государства во главе со своей национальной "элитой". Но реально они существовали только для того, чтобы сделать чернокожих негражданами ЮАР, превратить их в "негров" (извиняюсь за каламбур). То есть из людей второго сорта, каковыми они официально числились в ЮАР, превратить их в людей третьего сорта – бесправных иностранцев. Никто в мире независимость бантустанов не признавал, кроме самой ЮАР, и с ликвидацией апартеида они все были, естественно, ликвидированы. Помню советскую карикатуру на "провозглашение независимости" одного из таких бантустанов. Лежит на земле связанный чернокожий, на нём обеими ногами стоит белый военный и с ухмылкой пожимает лежащему руку, завернутую за спину:
– Поздравляю с независимостью!
А разве независимость, например, бывших советских республик Средней Азии не напоминает в точности независимость этих самых бантустанов? По сути она сводится к тому, чтобы лишить граждан "независимого бантустана" всяких прав на территории России, где они поневоле вынуждены трудиться, ибо внутри их "бантустана" работы нет. Превратить их де-факто в бесправных и безгласных рабов, которых жестоко обирают и обманывают работодатели, ловит и грабит полиция, убивают фашисты. Примерно то же, только, пожалуй, в смягчённом варианте, было и в южноафриканских бантустанах – почти все их граждане ездили на работу в ЮАР. Вечером после работы – возвращались домой, на малую "независимую родину", благо там расстояния невелики. Конечно, есть у "бантустанизации" и другая, "положительная" сторона - социальный статус местных элит несопоставимо повышается. Одно дело – быть провинциальной элитой, совсем другое – "руководителями независимого государства". Но повышается он за счёт... втаптывания в грязь собственных подданных. Это хорошо отражено в недавнем анекдоте:
"Екатеринбург. Ремонтируется гостиница к приезду делегации Таджикистана на саммит ШОС. Ремонтируют таджики. Прораб:
– А ну, б..., быстро работать, чурки! Иностранцы скоро приедут!".
Таким образом, граждане союзных республик в результате Беловежья получили де-факто аннигиляцию своих прав на территории "одной шестой части суши". Спрашивал ли кто-нибудь жителей, скажем, советской Средней Азии, хотят они этого или нет? В декабре 1991-го – абсолютно никто не спрашивал, а если вспомнить про март того же года (референдум о сохранении СССР) – то спрашивал, но и ответ их известен...
Вспоминать эти факты имеет смысл не только с точки зрения истории, но и с точки зрения современности. Правящий режим России сейчас пошатывается на краю пропасти. Кто знает, не получится ли так, что в момент его падения какие-нибудь "добрые дяди" опять келейно соберутся и втихаря решат судьбу всех граждан России за их спиной? Переведя часть из них на положение бесправных гастарбайтеров там, где ещё вчера они были полноправными гражданами? И возвеличив до небес местные элиты, превратив их в очередных богоравных Туркменбаши, коим возводятся золотые статуи?
Можно ли этому что-то противопоставить и если да, то что? Для этого взглянем ещё раз на герб СССР, на лозунг, написанный там на разных языках: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". В последние десятилетия существования СССР этот лозунг воспринимался многими как своего рода архаика, дань революционному прошлому. Этакий наивный рудимент, сохранившийся в официальной идеологии ещё из "Комманифеста" Маркса и Энгельса полуторавековой давности. Девиз, не имеющий прямого отношения к реальной жизни. Но, быть может, именно потому, что этот лозунг ушёл из жизни в историю, СССР и не стало? Ведь это – лозунг классовой, социальной борьбы, скажем больше – объединения против общего, всем одинаково ненавистного врага.
Кто окажется ближе рядовому человеку – представитель "элиты" "своей" национальности, или такой же, как он, рядовой человек другой нации? Говоря ещё более прямо – что возьмёт верх, ненависть национальная или социальная? Именно ответ на этот простой вопрос и определит в конечном итоге, превратится ли и нынешнее постсоветское общество, как до него – советское, в новое скопище бантустанов, во главе с всевластными "Баши".
Первые два утверждения были великолепными пасами протестующим – что поневоле заставляет заподозрить, что Д. А. М. вовсе не так прост, как кажется, а на полную катушку использует "управляемую глупость" как мощное оружие против своего шефа. Ну, а новейший перл абсурда тогда просто, видимо, должен подтвердить устоявшуюся репутацию блаженного кремлёвского "Айфончика".
Но факт остаётся фактом – что прошло уже более 20 лет с того момента, как было объявлено о прекращении существования СССР и над Московским Кремлём был впервые с 1918 года спущен красный флаг.
До сих пор иногда приходится слышать утверждения, что это событие, мол, было триумфом самоопределения народов. Но так ли это? Ведь весь смысл понятия "САМОопределение" именно в том и состоит, что народы САМИ определяют свою судьбу, а не какой-то "добрый дядя", вроде Ельцина или Шушкевича, за них решает, как им жить – вместе или порознь.
Между прочим, в период апартеида на территории Южно-Африканской республики тоже были созданы так называемые "независимые бантустаны". Это были якобы суверенные и независимые государства во главе со своей национальной "элитой". Но реально они существовали только для того, чтобы сделать чернокожих негражданами ЮАР, превратить их в "негров" (извиняюсь за каламбур). То есть из людей второго сорта, каковыми они официально числились в ЮАР, превратить их в людей третьего сорта – бесправных иностранцев. Никто в мире независимость бантустанов не признавал, кроме самой ЮАР, и с ликвидацией апартеида они все были, естественно, ликвидированы. Помню советскую карикатуру на "провозглашение независимости" одного из таких бантустанов. Лежит на земле связанный чернокожий, на нём обеими ногами стоит белый военный и с ухмылкой пожимает лежащему руку, завернутую за спину:
– Поздравляю с независимостью!
А разве независимость, например, бывших советских республик Средней Азии не напоминает в точности независимость этих самых бантустанов? По сути она сводится к тому, чтобы лишить граждан "независимого бантустана" всяких прав на территории России, где они поневоле вынуждены трудиться, ибо внутри их "бантустана" работы нет. Превратить их де-факто в бесправных и безгласных рабов, которых жестоко обирают и обманывают работодатели, ловит и грабит полиция, убивают фашисты. Примерно то же, только, пожалуй, в смягчённом варианте, было и в южноафриканских бантустанах – почти все их граждане ездили на работу в ЮАР. Вечером после работы – возвращались домой, на малую "независимую родину", благо там расстояния невелики. Конечно, есть у "бантустанизации" и другая, "положительная" сторона - социальный статус местных элит несопоставимо повышается. Одно дело – быть провинциальной элитой, совсем другое – "руководителями независимого государства". Но повышается он за счёт... втаптывания в грязь собственных подданных. Это хорошо отражено в недавнем анекдоте:
"Екатеринбург. Ремонтируется гостиница к приезду делегации Таджикистана на саммит ШОС. Ремонтируют таджики. Прораб:
– А ну, б..., быстро работать, чурки! Иностранцы скоро приедут!".
Таким образом, граждане союзных республик в результате Беловежья получили де-факто аннигиляцию своих прав на территории "одной шестой части суши". Спрашивал ли кто-нибудь жителей, скажем, советской Средней Азии, хотят они этого или нет? В декабре 1991-го – абсолютно никто не спрашивал, а если вспомнить про март того же года (референдум о сохранении СССР) – то спрашивал, но и ответ их известен...
Вспоминать эти факты имеет смысл не только с точки зрения истории, но и с точки зрения современности. Правящий режим России сейчас пошатывается на краю пропасти. Кто знает, не получится ли так, что в момент его падения какие-нибудь "добрые дяди" опять келейно соберутся и втихаря решат судьбу всех граждан России за их спиной? Переведя часть из них на положение бесправных гастарбайтеров там, где ещё вчера они были полноправными гражданами? И возвеличив до небес местные элиты, превратив их в очередных богоравных Туркменбаши, коим возводятся золотые статуи?
Можно ли этому что-то противопоставить и если да, то что? Для этого взглянем ещё раз на герб СССР, на лозунг, написанный там на разных языках: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". В последние десятилетия существования СССР этот лозунг воспринимался многими как своего рода архаика, дань революционному прошлому. Этакий наивный рудимент, сохранившийся в официальной идеологии ещё из "Комманифеста" Маркса и Энгельса полуторавековой давности. Девиз, не имеющий прямого отношения к реальной жизни. Но, быть может, именно потому, что этот лозунг ушёл из жизни в историю, СССР и не стало? Ведь это – лозунг классовой, социальной борьбы, скажем больше – объединения против общего, всем одинаково ненавистного врага.
Кто окажется ближе рядовому человеку – представитель "элиты" "своей" национальности, или такой же, как он, рядовой человек другой нации? Говоря ещё более прямо – что возьмёт верх, ненависть национальная или социальная? Именно ответ на этот простой вопрос и определит в конечном итоге, превратится ли и нынешнее постсоветское общество, как до него – советское, в новое скопище бантустанов, во главе с всевластными "Баши".
Павел Люзаков:
ОтветитьУдалитьВспоминается фильм "Ширли-мырли"
- Имперские амбиции, Кроликов!
- Они самые...