вторник, 2 октября 2012 г.

Все граждане теперь - преступники. Только не все об этом знают



Александр Артёмов

Депутаты Госдумы, в силу крайней ограниченности своего воображения и общей мозговой скудости, наверное, и сами не в состоянии осознать, какой ящик Пандоры они открыли, и какую лавину дичайшего средневекового мракобесия обрушили на общество своим новоиспеченным законом об "оскорблении чувств верующих".

Ведь ещё задолго до принятия этого закона самые "респектабельные", вроде бы, издания, не стеснялись публиковать такие доносы "православной общественности", что при их чтении не знаешь, верить ли своим глазам. Например, официозная газета "Известия" в январе 2010 года опубликовала полосную статью "Кто говорит ложь - не спасётся", авторы которой требовали "привлечения к суду" режиссера Павла Лунгина и других создателей фильма "Царь" о митрополите Филиппе (Колычеве) и царе Иване Грозном. По их мнению, создатели фильма "сознательно пытались разжечь национальную и религиозную рознь" (статья 282-я УК РФ), оклеветав опричное войско Ивана IV и самого царя, который является "местночтимым святым".

Кажется, тот донос не имел последствий, прокуратура либо отказала ретивым "православным активистам", либо отмолчалась. Ну, а теперь? А ведь вся история России полна разнообразных местно- и неместно чтимых святых вроде Ивана Грозного - так что же теперь, любая публичная неканоническая оценка их будет приравнена к уголовному преступлению? Похоже на то, по крайней мере, от доноса по новому закону и возбуждения уголовного дела теперь никто из пишущих на исторические темы не застрахован. А восхваление официально преданных анафеме Емельки Пугачёва, Стеньки Разина и Лёвки Толстого не будет ли сочтено отныне грубым "оскорблением чувств верующих"?

Трудно даже представить, какая лавина доносов обо всех и обо всём со стороны вечно разгневанной "религиозной общественности" хлынет по новому закону в суды и следственные органы.

Хорош и пункт нового закона об "унижении богослужений" (до трёх лет лишения свободы). Если кто-то, как герой недавней сатирической песни Андрея Макаревича, нечаянно издал неприличный звук в храме, - он "унизил тем самым богослужение" или нет? Очевидно, да. До трёх лет! Во всяком случае, суд разберёт, был ли звук произведён неумышленно, или же с явным преступным умыслом на богохульное деяние... А женщина, зашедшая в храм с непокрытой головой или в джинсах, или в юбке не до самого пола, - не унизила ли она этим богослужение? Очевидно, тоже да, если балаклавы и ярко-цветастые, хотя и вполне закрытые наряды Pussy Riot были сочтены "оскорблением богослужения". До трёх лет.

Следующий пункт закона носит ещё более всеобъемлющий и всеохватный характер - "осквернение объектов и предметов религиозного почитания, а равно повреждение и/или разрушение таких предметов (мест)" (до пяти лет лишения свободы). Вот, например, тихо-мирно гулял себе человек с собачкой, а та, недолго думая, взяла и задрала лапку на какой-нибудь поклонный крест, или иной "объект и предмет религиозного почитания", воткнутый при дороге, - и готово дело, причём дело-то уголовное. До пяти лет.

А если в вашем личном огороде кто-то неизвестный взял да и воткнул здоровенный поклонный крест - имеете ли вы право выдернуть его оттуда, порубить на дрова и отправить в печку? Сомнительно. Тут тоже налицо криминальное деяние...

Кстати, а как быть с буддизмом? Один знаменитый дзэн-буддийский мыслитель примерно тысячу лет назад сформулировал, что Будда - это не что иное, как дыра в отхожем месте. Многие авторитетные философы-буддисты с этим соглашались. Так что если вам хоть раз в жизни случится отныне воспользоваться уборной - берегитесь: сами того не зная, вы нарушите новый закон. Но незнание законов не освобождает от ответственности... А если в качестве туалетной бумаги вы используете какой-нибудь журнальчик или газетку, где было напечатано нечто на "духовные темы", - тогда берегитесь вдвойне, ибо в новом законе есть статья: "публичное осквернение религиозной и/или богослужебной литературы, знаков и/или эмблем мировоззренческой символики, а равно их порча". Пусть ваши адвокаты потом доказывают на суде, что частный клозет - это не публичное место. А общественный?..

Это раньше прокуроры могли снисходительно посмеяться над человеческой склонностью к доносам и ябедам, если бы кто-то принёс им такие бумажки из общественного клозета, а нынче замаранные бумажки лягут в уголовное дело как неопровержимое доказательство состава преступления.

Кстати, как быть теперь с религиозной литературой, которая печаталась и продолжает печататься в нашем богоспасаемом отечестве десятками и сотнями тонн? Сжечь пришедшие в ветхость или негодность книги теперь по закону нельзя, утилизировать их каким-то иным образом - тоже. Что же делать, чтобы не нарушать закон? Видимо, только одно: хранить из поколение в поколение, сотни лет, покуда они, ко всеобщему облегчению, не обратятся в пыль. Ну, тайком, не публично, может быть, и можно сунуть в печь. Но если кто-то узнает - беда!..

Могут сказать, что автор преувеличивает и утрирует. Если бы!.. Религия - любая религия - так устроена, что стремится своими предписаниями охватить все стороны жизни каждого человека и общества в целом. Соответственно, любое отступление от этих сакральных предписаний - например, неправильную одежду или причёску любого человека, любые высказывания, не совпадающие до последней запятой со священным каноном, "религиозная общественность" будет истолковывать однозначно: как оскорбление своих драгоценных чувств. Так уже есть кое-где - например, в Чечне, где женщин и девушек в "неисламской одежде" обстреливают на улицах из пейнтбольных ружей, и глава республики (республики ли?) г-н Кадыров Второй эту практику фактически поддержал. Теперь так будет повсюду? Из двадцать первого века мы одним прыжком, одним лихим росчерком пера переносимся в четырнадцатый, только не все это пока что осознали.

Закон ещё не подписан и не вступил в силу, но мы уже имеем его первые последствия: в Ростове православная общественность запретила гастроли петербургского театра с рок-мюзиклом "Иисус Христос - суперзвезда", который якобы оскорбляет их религиозные чувства. Концерт отменён, и напрасно артисты растерянно доказывают, что в их произведении нет ничего оскорбительного для христианской веры... Исполнительница роли Марии Магдалины Мария Климова говорит: "В нашем театре спектакль идёт 20 лет. Люди приходят, чтобы узнать эту историю. Несколько поколений. Ничего оскорбительного в произведении нет. Это свой взгляд на легенду, на историю. Это какое-то недоразумение". Нет, любезная госпожа Климова, вовсе не недоразумение! Скажите ещё, что тысячи ведьм в средние века были сожжены на кострах тогдашней "христианской общественностью" по чистому недоразумению. Увы, они тоже оскорбили чьи-то религиозные чувства, - своей женской красотой, например...

Кстати, теперь православная общественность имеет все основания потребовать запрета романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" за неканоническое изображение образа Иисуса. Да и поэмы Александра Блока "Двенадцать", где грубо окарикатурены образы святых апостолов ("Андрюхи", "Петрухи" и других), да и самого Исуса Христа, которому автор в конце поэмы богохульственно вручил в руки алый революционный флаг. Про кощунственные, разжигающие религиозную рознь высказывания героев этой поэмы (типа "От чего тебя упас золотой иконостас?" или "Пальнём-ка пулей в святую Русь!..") и говорить не приходится.

Про всякие забавные кукольные спектакли театра Образцова советского периода вроде "Сотворения мира" или "Адама и Евы" отныне можно забыть навсегда. Отличный советский фильм 20-х годов с Игорем Ильинским "Праздник святого Йоргена" мы теперь, вероятно, больше не увидим - разве что на диске, купленном из-под полы, в подворотне, с риском уголовного преследования продавца и покупателя...

Между прочим, в 1913 году Фемида благословенной "России, которую мы потеряли" признала виновными в кощунстве по статье тогдашнего уголовного уложения около полутора тысяч человек. И в большинстве своём подсудимыми на таких процессах были вовсе не какие-то воинствующие безбожники, а самые рядовые люди, обыватели, которые, допустим, неосторожно выругались в публичном месте в адрес пресвятой троицы. (Тогда матерное богохульство было бытовым явлением - хотя и уголовно наказуемым). Нынешняя российская Фемида ещё далеко не вырулила на этот уровень репрессий в адрес "богохульников" и "кощунников". Так что процесс Pussy Riot - это всего лишь первые цветочки, ягодки нас ждут впереди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий