Александр Артёмов
Многие уже привыкли считать, что "оранжевые" единодушно поддерживают "панк-молебен" Pussy riot в храме Христа Спасителя и так же единодушно выступают в защиту арестованных по этому делу. Но это не так, или, по крайней мере, не совсем так. Поэтому любопытно проанализировать позицию тех в "оранжевом" стане, кто осуждает Pussy riot и их акцию в ХХС.
Возьмём довольно характерную и показательную в этом плане статью Валерии Новодворской на сайте "Грани". Автор статьи возмущается решением Amnesty International признать арестованных участниц панк-группы узницами совести. В пику этому решению статья так и озаглавлена: "Узницы без совести".
Новодворская призывает не объявлять Pussy riot узницами совести: "Совести у них как раз нет. Узником совести надо объявлять Алексея Козлова, вынесшего из лагерно-бутырско-прокурорской избы столько сора, что на книгу хватило... А вот девушкам после освобождения, вопреки Пушкину, не надо устраивать радостную встречу и меч им отдавать. Просто не здороваться, пока не научатся себя вести в публичном месте."
"Что-то нас несёт вместо свободы в разные помойки, как в 20-е годы XX века, когда борцы с религией плевали в небо, приглашая Бога спуститься и им ответить, или сбивали колокола, а из храмов делали овощехранилища. Что-то есть в наших Pussy Riot от комсомолок 20-го года."
Новодворская замечает: "Одно дело скромная, чистая и самоотверженная Светлана Бахмина, мужественный стоик Василий Алексанян, с таким достоинством сносящие свой жребий честные бизнесмены Лебедев и Ходорковский, ставший в заключении борцом и диссидентом ещё один невиновный предприниматель Алексей Козлов. Другое дело - клон с украинских "Фемин", странный то ли рок, то ли панк-ансамбль Pussy Riot... Не надо сравнивать невоспитанных "пуссиков"... с теми, кому была посвящена когда-то свеча за колючей проволокой - символ Amnesty International".
Новодворская заключает: "Я в пикет за них не пойду, и у здания суда не встану".
И здесь любопытно сравнить позицию Новодворской с позицией по тому же вопросу Алексея Навального.
Вот как оценивает участниц акции Навальный в своём блоге: "чокнутые девицы", "дуры", "акция их в ХХС - идиотская и спорить тут нечего".
А вот как - Новодворская: "безграмотны, бестактны и лишены всякой культуры", "вирши" их (очевидно, текст панк-молебна) - "глупые", акция их - "хамство и эпатаж".
Мотивы акции?
Навальный: "Имеем неоспоримый факт: дуры, совершившие мелкое хулиганство ради паблисити".
Новодворская: "Боюсь, что наши "пусси" руководствовались в храме Христа Спасителя теми же идеалами, которыми руководствовался Герострат, поджигая храм Артемиды Эфесской: тщеславием".
Как же их следует за это наказать?
Новодворская: "Плохое воспитание и неуважение к богомольному народу, бестактность и эпатаж тянут не более чем 15 суток за хулиганство, причём мелкое".
Навальный: "явно нельзя дать больше, чем пять суток ареста. Пусть бы мели площадь вокруг Храма Христа Спасителя эти пять дней и думали о своём поведении".
Как видим, налицо совпадение почти по всем пунктам: разве что Новодворская предлагает дать им 15 суток ареста, а Навальный - всего пять. И Навальный, надо отдать ему должное, всё-таки постоял в пикете за освобождение Pussy riot, а Новодворская - не хочет.
Теперь попробуем перейти к некоторым обобщениям. Свидетелями и участниками - вольными или невольными - какого исторического процесса мы с вами являемся последние 20 лет? Несколько лет назад автор этих строк предлагал называть его "Реставрацией" - по аналогии с английской и французской Реставрациями после завершения великих революций.
Какую же роль играет церковь в этом процессе? Одну из самых ключевых и определяющих. Отрывок из моей тогдашней статьи:
"Какие из задач Реставрации ещё не решены? ... - в области идей: не вполне восстановлена в прежнем значении государственная церковь и самодержавные ценности (в школах ещё не введены обязательные уроки закона божьего и общие молитвы в начале уроков, в армии нет непременных полковых батюшек, а в гражданских паспортах - графы "вероисповедание", проповедь безбожия ещё не объявлена вне закона, не запрещён прозелитизм, слова "Царь" и "Церковь" в газетах и учебниках не всегда пишутся с заглавной буквы и т. д. и т. п.); ...Интеллигенция ропщет и по поводу укрепления государственной религии и церкви, хотя последнее является неизбежной частью Реставрации. Интеллигенция позволяет себе кощунственное ехидство по поводу прославления неслыханных добродетелей таких людей, как старец Григорий Распутин и великий князь Сергей Александрович, хотя это тоже неотъемлемая часть Реставрации. В связи с этим, с точки зрения буржуазной элиты и интеллигенции, назрел второй раунд Реставрации - оранжевая революция. Он может пройти и сверху, если нынешняя власть или её преемники сумеют сыграть на опережение, доделать Реставрацию сверху."
В общем, текущий исторический этап подразумевает вовсе не ослабление позиций церкви, а их УСИЛЕНИЕ. Вплоть до официального объявления РПЦ государственной церковью. Нетрудно понять, что антиклерикальные перформансы Pussy riot вступают в нестерпимый диссонанс с действительным социальным содержанием "оранжевой" или "белой революции", она же - второй раунд Реставрации. Потому что это реальное содержание включает всемерное укрепление и расширение позиций церкви, а тут, как ни крути, налицо - оголтелый антиклерикализм...
Кстати, не случайно же вождь оранжевых и будущий президент :) Навальный встречался в январе, в самый разгар протестов, с протоиереем Чаплиным - не церковным "либералом" дьяконом Кураевым, заметим, а рупором Московской патриархии. И вот что записал Навальный в Твиттере по итогам этой беседы: "Про встречу с Чаплиным: познакомились, обменялись мнениями. Поели постного борща и макарон, за что Чаплину большое спасибо - был голоден. Интересный и полезный был разговор".
Ещё на этом борщепитии присутствовал известный "нацдем" Тор. Чаплин, в свою очередь, заявил: "Был очень интересный и доброжелательный разговор. Мы беседовали около часа, потом господин Навальный принял участие в приходской постной трапезе в сочельник. Я убедился в том, что это достаточно серьёзный человек, и представление его как "безумного фюрера" некорректно, с моей точки зрения. Это думающий человек, образованный человек, способный к диалогу".
В общем, обменялись комплиментами.
А о чём был непубликуемый "очень интересный разговор", как вы думаете? Зададимся вопросом: что вообще может быть "очень интересным" для господ Чаплиных во всяких оранжевых и прочих "снежных революциях"? Понять немудрено - бабки (но не те, которые Pussy). Как говорится, "при Николае и при Саше мы сохраним доходы наши".
Судя по благостным итогам переговоров, Тор и Навальный намекнули (если не прямо пообещали) своему собеседнику, что Чаплины и Гундяевы по итогам оранжевой революции обделёнными не останутся. То есть, видимо, отхватят ещё один царский кус, почище ельцинских и путинских даров. (Хотя куда уж чище?..)
И вот в этот ответственный момент между высокими договаривающимися сторонами вклиниваются какие-то "чокнутые девицы" из Pussy riot, которые придают всему оппозиционному протесту явно выраженный антиклерикальный характер. Ну, как это называется - не подлянка ли?
И Путин, конечно, тут как тут, рад стараться, - во-первых, радостно сажает Pussy в тюрьму, чтобы показать, кто здесь главный ревнитель веры православной, а во-вторых, спешно штампует акт о дополнительном облегчении "реституции" церковной собственности (часть из которой никогда не была церковной).
В заключение - кое-какие выводы. Pussy riot своей акцией неожиданно направили общий поток протеста в антиклерикальную сторону, что категорически противоречит целям и задачам "оранжевой революции", она же "белая". Чем и вызвали раздражённые отповеди некоторых "оранжевых" деятелей. Но не следует ли другим революционерам, не-оранжевым и не-белым, быть им за это благодарными? Разве может быть хоть какая-то революция против нынешней прогнившей элиты в союзе с её вернейшей опорой и неотъемлемой частью - клерикалами? Ведь вот же, как тонко заметила Валерия Ильинична: "Что-то есть в наших Pussy Riot от комсомолок 20-го года". И разве она так уж неправа?
P.S. А вот свежая новость: Алексей Навальный оказался единственным россиянином, который вошел в традиционный ежегодный список ста самых влиятельных людей мира 2012 года по версии журнала "Time". Он опередил в списке, в частности, Барака Обаму, Уоррена Баффета, Биньямина Нетаньяху и аятоллу Али Хаменеи.
"Навальный, обладающий настойчивостью, мужеством и профессионализмом, отвечает современным тонким требованиям, которые выдвигаются к лидеру в наши дни", - пишет в "Time" "Russian chess champion, author and activist" Гарри Каспаров. Таким образом, Запад демонстрирует, что по-прежнему считает Алексея Навального фигурой номер один в российской оппозиции.
А ведь можно было бы по наивности подумать: теперь, когда народный протест оказался так убого слит в канализацию, а сам Навальный несколько раз сознательно не выступал на массовых митингах, его акции на Западе несколько понизятся. Но ничуть не бывало: реальная деятельность и пиар-раскрутка существуют в разных мирах и измерениях. А методы такой раскрутки, общие для англо-американской, да и всей западной журналистики, описал ещё столетие с лишним назад Джером К. Джером (у него речь шла о раскрутке уличной танцовщицы): "Если вы не желали больше ничего слышать про Кэролайн Тревельен, то вам оставалось только лечь в постель и не заглядывать в газеты. Она была повсюду: Кэролайн Тревельен у себя дома, Кэролайн Тревельен в Брайтоне, Кэролайн Тревельен и шах персидский, Кэролайн Тревельен и старая торговка яблоками. Или - если не сама Кэролайн Тревельен, то собачка Кэролайн Тревельен, с которой обязательно происходит что-нибудь необыкновенное: то она теряется, то находится, то упала в реку, - что именно, неважно."
Зачем же понадобилось "Time" именно сейчас возобновлять раскрутку Навального? Затем, что уже выдвинулись другие фигуры среди оппозиции, готовые составить конкуренцию Alexei Navalny - например, Удальцов, Шеин. Но "тонким требованиям" Запада, видимо, не отвечают ни Удальцов, "закидавший американское посольство дерьмом до пятого этажа" (по его собственным словам), ни Шеин, недавно отказавшийся от встречи с послом Макфолом. Навальный - отвечает вполне. Как отвечает он и "тонким требованиям" протоиерея Чаплина...
Вопрос за малым - то, что хорошо для г-на Чаплина и для журнала "Time", может ли быть хорошо и для народа России?
Комментариев нет:
Отправить комментарий