А. Зимбовский
Тушинский авиазавод был основан в 1932 году для освоения новейших образцов авиационной техники. Именно на этом заводе сделали и запустили в серию истребителей Як (за время войны заводом было выпушено более 3-х тысяч машин). После войны, вдобавок к самолётам, на ТМЗ начали изготовлять авиационно-космическую и ракетную технику, а также продукцию мирного назначения. В 80-90-х годах ТМЗ был одним из крупнейших предприятий авиакосмической промышленности страны.
В настоящее время на сайте Тушинского машиностроительного завода висит информация о том, что ТМЗ производит боевые самолёты, зенитно-ракетные комплексы, космические корабли многоразового использования ("Буран"), а также городские автобусы и троллейбусы, и многое другое. А рядом красуются объявления о сдаче помещений завода в аренду (как говорится, no comment).
КБ "Молния" (изначально КБ "Буревестник"), было выделено в связи с усложнением производства из состава завода в 1965 году. На сайте "Молнии" также декларируется, что "на НПО "Молния" ведутся работы по проектированию многоцелевых авиационно-космических систем, гражданских самолётов-трипланов малой и большой грузоподъёмности". И висят объявы о сдаче в аренду офисных, складских и производственных помещений.
О том, что конструкторское бюро КБ, некогда создававшее чудеса инженерной мысли, тот же самый "Буран" и не только, ныне живёт арендой (ну, кому нужны передовые технологии в нефтяной сверхдержаве), говорят и сами работники "Молнии". "Нам платят по минимуму, – рассказывают они, – а зачем начальству давать больше? Начальство само говорит, что ему нужны не инженеры, а экономисты и менеджеры, чтобы с аренды шёл больший доход. Нет, нас не сокращают, чтоб не взбунтовались. Ждут, пока мы все уйдём сами или умрём – естественной смерти трудового коллектива!"
Впрочем, так ведёт себя руководство "Молнии", хозяева же самого ТМЗ проявили к коллективу гораздо меньшую "терпимость". Автору материала неизвестно, с чем это связано: то ли с тем, что на ТМЗ работает больше людей, чем в КБ, а значит, и издержки на их зарплату больше, то ли с тем, что площадь завода больше площади КБ, а значит, и начать сдавать её в аренду не частично, а полностью хочется побыстрее.
В любом случае в октябре 2010 года собственник поставил на ТМЗ нового генерального директора г. Иляшенко, и процесс развала уникального предприятия сразу же перешёл из вялотекущего состояния в состояние обострения.
А именно, произошли странные кражи дорогого и крупногабаритного оборудования (к примеру, украденные пресс-формы для изготовления железнодорожных переездов весят по пять тонн каждая, без согласования с охраной такое не вывезешь), с декабря 2010 года работники предприятия были отправлены в простой, а затем начались массовые увольнения (действительно, зачем рабочим зря простаивать?).
Трудовому коллективу ТМЗ это "почему-то" не понравилось. После массовой акции протеста г. Иляшенко был снят. Уволенные были восстановлены, правда, не все. Однако работы на заводе по-прежнему почти нет. Трудящиеся получают по 10-12 тысяч рублей. Есть информация о том, что намечаются новые сокращения.
Впрочем, чего ещё можно было ждать? Ведь, хотя директор и сменился, завод по-прежнему остался в руках эффективных собственников (главными акционерами ОАО "ТМЗ" являются департамент имущества Москвы и ОАО АКБ "Банк Москвы"), а, как показала практика, причём не только ТМЗ, но и всех авиастроительных предприятий по стране, – эффективному собственнику не нужны крылья!
Комментариев нет:
Отправить комментарий