понедельник, 6 августа 2012 г.

КЛЕРИКАЛЬНАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ

Александр АРТЕМОВ

Известная либеральная журналистка, поклонница чилийского генерала Аугусто Пиночета Юлия Латынина выступила в своей передаче "Код доступа" на радио "Эхо Москвы" с довольно любопытной и характерной позицией по делу Pussy Riot.

"Сначала я смотрела на дело Pussy Riot как на недоразумение, - признаётся г-жа Латынина. - Сочинительницы плохих стихов вылезли на амвон в торговом центре "храм Христа Спасителя" и спели "Богородица, Путина прогони". Ну, попиарились девочки. На пятнадцать суток. Первые вопли "Не простим!" я тоже восприняла, пожав плечами..."

Такая позиция - "это, должно быть, какое-то недоразумение!" - чрезвычайно типична не для одной г-жи Латыниной, а для всей постсоветской интеллигенции, особенно её либеральной части. В этой части общества, увы, нет элементарного понимания хода исторических и социальных процессов - даже самого простейшего осознания того, в какую историческую эпоху мы живём и куда движемся. А в России после 1991 года наступила эпоха, аналогичная эпохам французской и английской Реставраций, - глубокий откат назад после окончания великой революции, откат в сторону реакции. Этот откат включает, среди прочего, восстановление почитания монархов и монархии ("святой семьи Государя-мученика"), срочное стирание отовсюду памяти "убийц и цареубийц" (сиречь революционеров) и, разумеется, резкое усиление могущества церкви.

Есть шутка про программу Windows, что она занимает на хард-диске компьютера столько места, сколько находит. Однако про церковь и клерикалов, в отличие от творения Билла Гейтса, это совсем не шутка - они занимают в обществе ровно столько места, сколько находят свободным. И, подобно газу, распространяют свою власть и контроль во все стороны до тех пор, пока не получат от окружающей среды жёсткий отпор.

"Потом началось, - продолжает свой рассказ г-жа Латынина. - Адвокат потерпевшего по делу Pussy Riot, профессор Академии госслужбы при президенте РФ Михаил Кузнецов объясняет: акцию в торговом центре "храм Христа Спасителя" организовал ни больше ни меньше как сам Сатана. Протоиерей Владимир Переслегин жжёт в открытом письме Сергею Шаргунову: "Для верующего совершённое Pussy Riot - духовное преступление хуже убийства. В христианских государствах за богохульство казнили".

Помилуйте! Да разве тогда это "началось"? Разве уже не было двух "самодуровских" процессов, когда судили не погромщиков художественной выставки (их-то полностью оправдали), а её организаторов? Да, конечно, они сидели в зале суда не в железной клетке, а просто "на чёрной скамье, на скамье подсудимых", но прокурор требовал для подсудимых реального срока лишения свободы, и на суд они приходили с вещами, ожидая всякого. Конечно, то, что мы видим сейчас: юные лица за железными решётками, наручники на тонких женских руках, конвой со злобно лающей собакой, - это сильнее бьёт по нервам почтенной либеральной публики, чем вялотекущее мракобесие "самодуровских" процессов. Но началось-то всё гораздо раньше, чем пару месяцев назад...

Или госпожа Латынина только сейчас заметила, что за последние два десятка лет пространство свободы совести стремительно сжималось, как шагреневая кожа? За примерами не надо ездить особенно далеко, например, в абсолютный теократический эмират г-на Кадырова Второго. Там-то всё уже давно предельно понятно... Достаточно прогуляться в ближайшую библиотеку и бегло пролистать подшивки вполне официозных газет середины 90-х годов - вроде "Известий". (Или, если угодно, более ранние, вплоть до самого 1918 года). В них то и дело встречаются весёлые (в духе Жака Эффеля) карикатуры на ангелов, святых и - не в последнюю очередь - на самого Господа Бога. Теперь подобное бесшабашное вольнодумство может позволить себе разве что какой-нибудь отчаянный маргинальный листок. Как будто какая-то зловредная машина времени перенесла нас назад, в начало 1917 года, и заработало старое царское уложение о наказаниях - которое карало тюрьмой за "богохульство и кощунство". Впрочем, разве оно и впрямь не заработало? О каком же "недоразумении" идёт речь?..

Г-жа Латынина продолжает: "Нам напомнили об истинном лице христианской церкви. О том, что христианская церковь - тоталитарна. О том, что христианская церковь - католическая ли, православная, протестантская ли, когда могла, пыталась контролировать души людей и делала это в масштабах, несравнимых даже со Сталиным."

О! Какое ценное и интересное признание, в устах сторонницы ген. Пиночета и ярой ненавистницы любых "красных" - особенно. Вы слышите: "несравнимых со Сталиным"! А ведь и вправду, при первом же сравнении выяснится, что даже в самые сталинские-рассталинские времена пространство личной свободы в СССР было несравненно шире, а пространство государственного контроля - гораздо уже, чем в патриархальной "России, которую мы потеряли".

Вот, к примеру, типичный указ Петра Первого (от 1709 года): "Нами замечено, что на Невском першпективе и в ассамблеях недоросли в нарушении этикету и регламенту штиля в гишпанских камзолах и панталонах щеголяют предерзко. Господину полицмейстеру Санкт-Петербурга указую, впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в часть и бить кнутом, пока от гишпанских панталон зело препохабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, а также на вопли наказуемых". А спустя столетие после Петра Николай Первый лично запрещал славянофилам носить бороды и народную крестьянскую одежду, как неподобающую дворянскому чину...

Можно ли представить аналогичные указы, подписанные Сталиным - о запрете ношения "гишпанских панталон" или бороды? В конце 40-х годов, как известно, в СССР завелись "стиляги" - молодёжная субкультура поклонников западной моды и манер поведения. Сами они называли себя "штатниками" (в честь США). И Сталин, несмотря на всё своё всемогущество, несмотря даже на кампанию "борьбы с низкопоклонством перед Западом", по большому счёту ничего не мог с ними сделать.

А дочь Сталина Светлана Аллилуева вспоминала, что она тайком от отца, вопреки его строгим указаниям, ножницами укорачивала себе юбку, потому что у них в классе никто таких длинных юбок не носил. Получается, что "всемогущий кремлёвский тиран" не то, что всему женскому населению страны не мог предписать ношение юбок определённой длины, но даже и собственной дочери!

А в дореволюционной России церковники неутомимо регламентировали едва ли не каждый шаг рядового человека, мелочно и кропотливо предписывая, какую одежду ему носить, какую пищу принимать в любой день года и недели, и т. д. и т. п. Так что же удивляться, что теперь они пожелали восстановить для себя этот "утерянный рай"?

"Что, мы уже забыли про инквизицию? - гневно вопрошает г-жа Латынина. - Про "Рубите всех, Бог узнает своих"? Слава богу, протоиерей Переслегин нам напомнил. О да, это сейчас Рим извиняется за сожжённого Бруно и признает свободу совести, - когда церковь ослабела. Как там сказал Атос? "А теперь, гадина, когда я у тебя вырвал зубы, кусайся, если можешь"."

Стоп-стоп-стоп, как говорится, а вот с этого места - пожалуйста, поподробнее. Не напомните ли нам, почтенная г-жа Латынина, КТО и КОГДА вырвал зубы у той "гадины", которую Вы поминаете со ссылкой на Вольтера? Этот деликатный вопрос вы обходите молчанием поистине с виртуозным изяществом.

"Христианские священники после Вольтера, Дарвина и "Золотой ветви" всё-таки предпочитают не настаивать на том, что Солнце ходит вокруг Земли, потому что как иначе Иисус Навин мог приказать ему остановиться?.. Мне как-то казалось, что западный мир покончил со всем этим ещё в XVIII веке. Во времена Вольтера и эпохи Просвещения. Как там говаривал Фридрих Великий? "Христианство выдумали фанатики, используют интриганы, а верят в него дураки"."

Значит, Вольтер, Дарвин и "Золотая ветвь" - вот кто вырвал зубы у "гадины". В XVIII веке. Забавно. Вообще-то уже после Вольтера истории понадобились ещё и французские якобинцы, которые заставили духовенство присягнуть на верность революции, отобрали у него всю недвижимость, запретили священникам носить традиционные одеяния, закрывали храмы... Не будь этих драконовских мер борьбы с инквизиторами и религиозным мракобесием - сделалась бы западная церковь такой шёлковой, милой и обходительной, кротко извиняющейся за Галилея и крестовые походы? (За сожжённого Бруно, кстати, до сих пор никто не извинился, тут г-жа Латынина немного опередила события). Вопрос, как говорится, риторический.

Но давайте поверим на минутку г-же Латыниной, что ядовитые инквизиторские клыки западной церкви вырвали вовсе не революционеры калёными клещами своих декретов, а мирный философ Вольтер и другие просветители-энциклопедисты. Дидро, Руссо и д'Аламбер. Однако в любом случае, то было на Западе. Ведь у нас-то, увы, по-любому ни Вольтера, ни Дарвина не было. Кто же, позвольте узнать, в России покончил с "кабалой святош", которую сейчас нам пытаются так навязчиво отреставрировать?

Для либералов-пиночетчиков этот простой вопрос - на засыпку. Потому что при любой попытке ответить на него станет очевидно, что всю антиклерикальную революцию в России от начала до конца провели ненавистные им "красные". И основой, краеугольным камнем этой революции стал подписанный Владимиром Ульяновым в январе 1918 года декрет "О свободе совести" (более известный как "Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви").

И если смотреть на вещи трезво, а не через кривые очки, позаимствованные с носа у генерала Аугусто, то станет очевидно, что сейчас мы переживаем процесс, обратный событиям 1918-1922 годов - т. е., говоря попросту, клерикальную контрреволюцию. Которая планомерно, шаг за шагом отменяет ненавистный ей декрет 1918 года - "возвращает" церкви собственность (в том числе никогда ей не принадлежавшую, ибо церковь до 1917 года была частью государства), возвращает в школы уроки закона божьего, восстанавливает в уголовном кодексе статьи о богохульстве и кощунстве и т. д. И дело Pussy Riot - неотъемлемая часть этого процесса, как он сам - неотделимая часть Реставрации.

Статья г-жи Латыниной как будто свидетельствует о том, что интеллигенция, в том числе и либеральная, начинает мало-помалу осознавать эти факты. Но уж больно медленно и слабо она их осознаёт. Либералы до сих пор упорно воюют с мнимой "реставрацией совка", которая мерещится им за каждым углом, и именно в ней видят главную угрозу для своей драгоценной "свободы". Между тем в действительности полным ходом идёт Реставрация уваровской триады ("самодержавия, православия, народности"), и именно от неё проистекают все реальные угрозы свободе, которые сейчас имеются в России.

До тех пор, пока общество не осознает этого простого факта, не повернётся к нему лицом, не оценит по-иному антиклерикальную революцию 1917-1922 годов, суды, подобные процессу Pussy Riot, будут обречены повторяться вновь и вновь, - во всё более карикатурном, абсурдном и в то же время жутком виде.

АНЕКДОТЫ В ТЕМУ:

1. Правоохранительные органы задержали группу православных батюшек, которые ворвались на концерт Шнура в рясах и исполнили молебен "Отче наш, иже еси на небеси!", чем глубоко оскорбили чувства панков всей России. Батюшкам грозит до семи лет.

2. Интересно, какой бы срок получил Христос, если бы зашёл в Церковь помолиться об изгнании Кирилла...

3. Вот уже пятый месяц не выходит на работу охранник храма Христа Спасителя. Он перенёс душевные страдания и оцепенел после того, как пятилетняя Настя, пока её бабушка молилась в храме, скорчила рожицу, показала охраннику язык и сказала: "Бе-бе-бе".

4. Из новостей завтрашнего дня:

"...Огнепоклонники подали в суд за кощунство и нанесение тяжких душевных травм на мальчика, погасившего костёр естественным способом..."

5. - Кто-нибудь хоть одну песню группы Pussy Riot слушал? Когда выйдет альбом? Чо за стиль?

- За выход идут сложные переговоры. Стиль - камерное пение.

6. - Говорят, РПЦ требует уголовного наказания за утверждение, что Патриарх не верит в Бога.

- А по какой статье, извините?

- За разглашение государственной тайны!

7. РПЦ - Религиозный Путинский Центр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий