понедельник, 17 сентября 2012 г.

Где на самом деле находится свобода?

Александр Артёмов

Совет министров Крыма разработал проект закона, по которому вводятся ставки для населения на сбор дикорастущих трав, ягод, грибов, выпас скота, за прогулки по лесу, любительскую видеосъёмку и фотоохоту в лесу. Так, запись голосов лесных птиц и зверей обойдётся в 110 гривен с человека в день, любительская видеосъёмка - в 143 гривны, сбор грибов - 6 гривен/кг, дикорастущих плодов (кизил, боярышник, шиповник, барбарис) - 4 гривны/кг, орехов - 8 гривен/кг...

Как известно, великий комбинатор Остап Бендер из романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" знал 400 сравнительно честных способов отъёма денег у граждан. Например, один из них выглядел так (прошу прощения за обширную цитату):

"Обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу. Небольшая высеченная в скале галерея вела в конусообразный провал. Галерея кончалась балкончиком, стоя на котором можно было увидеть на дне Провала лужицу малахитовой зловонной жидкости. Этот Провал считается достопримечательностью Пятигорска, и поэтому за день его посещает немалое число экскурсий и туристов-одиночек.

Остап сразу же выяснил, что Провал для человека, лишенного предрассудков, может явиться доходной статьей: "Удивительное дело, - размышлял Остап, - как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал. Это, кажется, единственное место, куда пятигорцы пускают туристов без денег. Я уничтожу это позорное пятно на репутации города, я исправлю досадное упущение". И Остап поступил так, как подсказывал ему разум, здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация. Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал:

- Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам - пять копеек! Не членам профсоюза-тридцать копеек!

Остап бил наверняка. Пятигорцы в Провал не ходили, а с советского туриста содрать десять копеек за вход "куда-то" не представляло ни малейшего труда. Часам к пяти набралось уже рублей шесть. Помогли не члены союза, которых в Пятигорске было множество. Все доверчиво отдавали свои гривенники, и один румяный турист, завидя Остапа, сказал жене торжествующе:

- Видишь, Танюша, что я тебе вчера говорил? А ты говорила, что за вход в Провал платить не нужно. Не может быть. Правда, товарищ?

- Совершеннейшая правда, - подтвердил Остап, - этого быть не может, чтобы не брать за вход. Членам профсоюза - десять копеек и не членам профсоюза - тридцать копеек.

Перед вечером к Провалу подъехала на двух линейках экскурсия харьковских милиционеров. Остап испугался и хотел было притвориться невинным туристом, но милиционеры так робко столпились вокруг великого комбинатора, что пути к отступлению не было, Поэтому Остап закричал довольно твердым голосом:

- Членам профсоюза - десять копеек, но так как представители милиции могут быть приравнены к студентам и детям, то с них по пять копеек.

Милиционеры заплатили, деликатно осведомившись, с какой целью взимаются пятаки.

- С целью капитального ремонта Провала, - дерзко ответил Остап, - чтоб не слишком провалился."

Но куда там Остапу Ибрагимовичу до нынешних постсоветских "великих комбинаторов"! Они знают не 400, а 400 раз по 400 способов отъёма денег у населения, "честных" и не очень, и изобретают всё новые и новые.

Если же говорить более серьёзно... Бывшие республики СССР, да и значительная часть остального человечества, жившая до 1991 года под влиянием левых и красных идей, последние 20 лет переживают, в общем-то, одни и те же исторические процессы. В области человеческих и социальных отношений их можно охарактеризовать как спуск в своеобразный рукотворный ад - регресса, реакции и реставрации патриархальных "ценностей". Подобно тому, как на гербе СССР красовались надписи на разных языках - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", так и на входных вратах этой земной преисподней написано - тоже на разных языках: "Homo homini lupus est. Человек человеку волк. Людина людинi вовк е" и т. д.

Но в процессе этого всеобщего спуска по лестнице, ведущей в никуда, есть отстающие, а есть и свои "передовики". Вперёд вырываются то одни, то другие. Идёт своеобразное "капсоревнование". Вот, например, ещё позавчера казалось, что Россия со своим мракобесным инквизиционным судом над Pussy Riot далеко переплюнула всех и шагнула глубоко вниз сразу через три ступеньки. Но вчера с фланга её обошёл Казахстан - Елбасы (местная разновидность туркменбаши) посоветовал гражданам республики менять психологию, отношение к труду и держать равнение на южнокорейцев, у которых 10-часовой рабочий день. Наверное, на такое рацпредложение Елбасы вдохновил недавний "успешный" и безнаказанный расстрел казахстанскими властями протестующих рабочих...

А нынче, как видим, в лидеры этой реакционной гонки неожиданно вырвался Крым. Взимать плату за пение птиц, сбор грибов, прогулки и фотографии на природе - до такого, кажется, ещё никто в бывшем СССР не додумался!

А ведь можно пойти и дальше - ввести плату за солнечный свет или за воздух. Не составит труда и соответствующее "идейное" обоснование настрочить, строго рыночное: "Ишь, халявщики, привыкли за здорово живёшь бесплатным воздухом дышать! Дышат, кислород переводят, небо коптят, углекислый газ после себя нагло напускают! А кислород - он денежек стоит, между прочим! Его растения производят, а у растений собственники есть (или должны быть, по рыночным законам)! А раз так - извольте раскошелиться в пользу законных воздухособственников, пока вам кислород наглухо не перекрыли! Или дышите азотом и угарным газом - это забесплатно!.."

И соответствующие практические меры: в каждую квартиру - обязательный газоанализатор состава воздуха плюс счётчики на форточки: сколько раз они открываются и на какое время. А потом от собственника воздуха в данном районе приходит счёт, как за газ, свет или воду: платите столько-то. Конечно, всё "по-честному": если ваши окна выходят на оживлённую городскую автостраду, то вы платите поменьше, а если в душистый сосновый бор - то побольше. Не уплатили за три месяца (или сколько там положено) - приходят судебные приставы, опечатывают вам все форточки, наглухо задраивают щели, и устанавливают принудительную вентиляцию жилища из газового баллона, воздух в котором наполовину состоит из испарений общественных туалетов и мусорных свалок, а наполовину - из выхлопных газов автомобилей в час пик... Дышите на здоровье!

Но самое печальное - при каждом шаге вниз по описанной выше адской лестнице нас клятвенно уверяют в том, что мы уверенно движемся вперёд по пути "свободы" или, по крайней мере, "свободного рынка". И находятся люди, которые до сих пор в это искренне верят. Наверное, они пребудут в этом святом убеждении до самого последнего часа, когда, уже задыхаясь и синея от невозможности платить по счетам за потребляемый воздух, упадут на ступеньки упомянутой подземной лестницы...

Но давайте разберёмся в детском, казалось бы, вопросе: где на самом деле находится свобода и в каком направлении её становится больше, а в каком - меньше?

И тогда по некотором размышлении выяснится, что подлинная свобода - это как раз сфера, где право собственности и, соответственно, рынок, на наше счастье, вообще ОТСУТСТВУЮТ. Ну, например, возвращаясь к приведённому выше примеру - каждый человек свободно дышит воздухом, никому за это ничего не платит - это свобода или её отсутствие? Каждый может (по крайней мере, пока!) любоваться живой природой, солнечным светом, сиянием звёзд и планет, слушать пение птиц, шелест листвы, шум морского прибоя, как правило, не внося за это никакой особой платы, - это свобода или несвобода? Если человек идёт по сельской местности и видит колодец, из которого можно бесплатно напиться и набрать воды (хотя колодец кто-то рыл, строил, значит, вносил свой труд) - это свобода или нет? Свобода. То же и со свободным сбором грибов в общественном лесу, свободной ловлей рыбы в общественной речке - во многих западных странах за всё это надо платить. Спрашивается, где свобода - где платят или где эти блага бесплатны и общедоступны?

Писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, посетившего СССР в 50-е годы, тогда приятно поразило отсутствие привычных ему на Западе заборов с колючей проволокой, преграждающих доступ в "частные владения". Он писал: "Поскольку земля не является частной собственностью, нигде нет заграждений". За последние 20 лет мы, увы, вдоволь насмотрелись, как постепенно обрастают заборами и опутываются "колючкой" с детства знакомые леса, поля, реки... - то, что ещё вчера принадлежало всем и каждому, поскольку было общим. Так что это - "увеличение свободы" или нечто прямо противоположное? Казалось бы, ответ очевиден, не так ли?

Так не в том ли состоит прогресс общественной свободы, чтобы сфера "общего", доступного всем и каждому, постоянно расширялась, насколько это вообще возможно на данный момент? Именно так нас, между прочим, учили некогда в СССР. Правда, за последние 20 лет значительная часть общества привыкла думать ровно наоборот. И даже сейчас многие продолжают упрямо твердить (уже опутанные со всех сторон колючей проволокой, несусветными тарифами, запретами и заборами), что введение частной собственности на принадлежавшие народу недра, леса, луга, реки, озёра и т.д. - это, мол, хорошо и замечательно, поскольку "расширяет экономическую свободу".

Нет, господа, вы перепутали вещи прямо противоположные: свободу с рабством. И если крымские депутаты и могут сейчас соперничать с великим комбинатором в своём циничном "законотворчестве", то именно благодаря этой путанице. Хотя, как говорится, нет худа без добра. И та замечательная наглость, с которой крымские депутаты подают пример своим коллегам на просторах бывшего СССР, вводя плату за сбор грибов и птичье пение, возможно, заставит многих непонимающих понять, наконец, что общественная собственность - это значительно более высокая ступень свободы, чем частная.


Павел Люзаков: Данная статья ещё один пример совершенно беззастенчивой красной пропаганды. Хочется спросить автора: а при чем тут вообще частная собственность или рынок? Разве власти Крыма принимают закон о плате за пение птиц в ЧАСТНЫХ лесах? Нет, советская власть (в Крыму до сих пор правит Верховный Совет, а не какая-нибудь «буржуазная» Дума) собирается в очередной раз ограбить своё население.
Нормальный такой рефлекс советской власти. Грабить человека советская власть начала ещё при Ленине, отняла всё, что могла при Сталине, и продолжила отнимать уже при Хрущёве – это у тех, кто пытался разводить на своих дачных участках птицу, мелкую живность, тогда даже за кустарники придумали дополнительные налоги.
Но этого красные, конечно же, не помнят, у них ведь такая короткая, «девичья» память…
Но вопрос по-прежнему остаётся: при чем здесь частная собственность, если речь идет о государственных лесах, в которых советская власть Крыма собирается грабить своё население?
Собственность-то тут при чём?

Комментариев нет:

Отправить комментарий