Александр АРТЁМОВ
Иногда, чтобы
яснее увидеть и правильнее понять настоящее, требуется немного отступить в
прошлое. Вот и теперь, чтобы лучше оценить сегодняшний день России с её
"арбузными ночами", мысленно вернёмся на 95 лет назад.
Тогда будущий
глава Белого движения генерал Антон Деникин простым железнодорожным пассажиром
ехал через послеоктябрьскую революционную Россию. Он вспоминал свои
впечатления: "Теперь я увидел яснее подлинную жизнь и ужаснулся. Прежде
всего - разлитая повсюду безбрежная ненависть - и к людям, и к идеям... В этом
чувстве слышалось непосредственное, веками накопившееся озлобление, ожесточение
тремя годами войны и воспринятая через революционных вождей история. Ненависть
с одинаковой последовательностью и безотчётным чувством рушила государственные
устои, выбрасывала в окно вагона "буржуя", разбивала череп начальнику
станции и рвала в клочья бархатную обшивку вагонных скамеек..." Один
солдат в поезде, по словам Деникина, "особенно расположил к себе
слушателей кощунственным воспроизведением ектеньи "на революционный
манер" и проповеди в сельской церкви:
- Братие! Оставим
все наши споры и раздоры. Сольёмся воедино. Возьмём топоры да вилы и, осеня
себя крестным знамением, пойдём вспарывать животы буржуям. Аминь.
Толпа гоготала.
Оратор ухмылялся - работа была тонкая, захватывавшая наиболее чувствительные
места народной психики."
Конечно, совсем с
противоположной точки зрения, но те же народные эмоции описывал и политический
антипод Деникина - Лев Троцкий. Он писал про "солдата, оглушённого тремя
годами дьявольской бойни - без смысла и без цели, - пробуждённого грохотом
революции и собиравшегося за все бессмысленные жертвы, унижения и заушения
расплатиться взрывом бешеной, ничего не щадящей ненависти... Всё клокотало и
бурлило, все обиды прошлого искали выхода, ненависть к стражнику, квартальному,
исправнику, табельщику, городовому, фабриканту, ростовщику, помещику, к
паразиту, белоручке, ругателю и заушителю - готовила величайшее в истории
революционное извержение... История делается в окопах, где охваченный кошмаром
военного похмелья солдат всаживает штык в живот офицеру и затем на буфере бежит
в родную деревню, чтобы там поднести красного петуха к помещичьей кровле. Вам
не по душе это варварство? Не прогневайтесь, - отвечает вам история: чем богата
- тем и рада. Это только выводы из всего, что предшествовало".
Итак, глава
белогвардейского войска и глава Рабоче-Крестьянской Красной армии вполне
согласно между собой описали разлитую по всей стране клокочущую лаву ненависти,
"готовившую величайшее в истории революционное извержение". Нравится
это кому-то или нет, но это та энергия, с которой приходится работать как
революции, так и реакции - в общем, истории.
Но поток
раскалённой лавы можно направить в разных направлениях. В течение трёх лет
войны правящие классы России успешно направляли его в межнациональное русло. На
фронтах сотни тысяч и миллионы людей в униформе стреляли, взрывали, резали,
кололи, жгли, травили ядовитыми газами других людей в униформе только за
небольшие различия в цвете кожи или форме черепа, а также за то, что они
родились по разные стороны государственной границы.
А потом... потом
лава остановилась и потекла вспять. Сначала в Петрограде, потом в других
европейских столицах. И тут правящие элиты Европы вдруг содрогнулись и, по
выражению Антона Ивановича Деникина, "ужаснулись". (До этого,
заметим, три года бесперебойной работы общеевропейской мясорубки их нимало не
ужасали). Тогда-то, между прочим, и родилась та пародийная проповедь, которую с
негодованием цитировал Деникин - "братие, оставим все наши споры и
раздоры, сольёмся воедино" и пр.
А оставляет ли
история людям другой выбор? Или межнациональный мир ради совместной борьбы с
"буржуями" и иными социальными паразитами. Или межклассовый мир - и
как непременное дополнение к нему, регулярные погромы или же убийства на
фронтах людей с "неправильным" цветом кожи, разрезом глаз, формой
черепа и прочими особенностями их нации и расы.
Не так же ли
обстоит дело и теперь, пусть ситуация и не дошла пока до того высочайшего
градуса народной ненависти, который был достигнут в 1917 году?
Вот обошедшая
многие блоги зарисовка Дмитрия Зыкова с недавнего чертановского погрома:
"Я выхожу из "Пражской" минут за тридцать до заявленного начала
акции "Наш ответ Курбан-байраму"... Скоро у закрытого торгового
центра "Пражский пассаж" собирается несколько сот человек. Молодежь
фанатского вида. Ровно в 19 часов начинают скандировать "Россия для
русских! Москва для москвичей!", и толпа движется в сторону Бирюлева.
Средний возраст идущих - примерно 15 лет. Школьники кричат "Зиг хайль!
Рудольф Гесс, гитлерюгенд, СС!" и идут по улице Подольских курсантов,
названной в честь курсантов Подольских военных училищ, защищавших Москву от
фашистов в 1941 году. Затем кто-то командует "Направо! Во дворы!", и
толпа с криком "Русские вперед!" бежит внутрь жилого района. Нацисты
идут по дворам. Бьют машины, причем только дешевые. На моих глазах разбивают
"жигули" и "девятку". Припаркованные иномарки не трогают. У
машин тоже есть национальность. Черный значит бедный. Бедняки ездят на дешевых
авто..."
Этот факт ещё не
сознают "простые люди", а вот буржуазия и церковники уже осознали его
вполне. Либо будут бить бедных (за неправильную национальность, гражданство и
т. п.), либо богатых - то есть их. И для них выбор ясен!
Московская
патриархия посредством своего рупора - протоиерея Всеволода Чаплина - прямо и
недвусмысленно высказалась о бирюлевском погроме. "Найти этого
преступника, - заявил г-н Чаплин, -
значит показать, что государство у нас есть. Не найти - значит показать, что ни
государство, ни закон в стране не действуют. И москвичи сегодня ясно об этом
сказали... Это далеко не первый чудовищный случай такого рода. И возмущение
людей можно понять... Сегодня нам нужно сплотиться, чтобы защитить своих
ближних, свои нравственные нормы и свой образ жизни. Именно так должен вести
себя настоящий христианин. Думаю, что так же - и настоящий мусульманин, иудей,
буддист".
Примерно с тех же
позиций поддержал действия бирюлёвцев и т. н. "лидер опппозиции" г-н
Навальный. "Можно сейчас любую чушь нести, - написал он, - про
подстрекательства экстремистов, про разгул национализма и т.д. Все всё понимают.
Если нет справедливой системы решения конфликтов и проблем, то люди будут
создавать её сами, примитивным и стихийным образом. Это ожидаемо: ведь их же
убивают."
На первый взгляд,
какое отношение это всё имеет к социально-экономическим взглядам г-на Чаплина и
г-на Навального (которые, между прочим, добрые знакомые и в разгар прошлогодних
болотных протестов устроили умилительное совместное борщепитие)? Многие наивные
люди скажут, что экономика тут вообще ни при чём. В действительности же
достаточно сопоставить две довольно часто цитировавшиеся, но оттого не менее
показательные цитаты гг. Чаплина и Навального.
Г-н Чаплин:
"Реформаторов 90-х ругать сейчас легко. В своё время я сказал господину
Гозману на одном из приёмов в Кремле, что их реформы были недостаточно
радикальными. Нужно было сразу прикрыть все советские заводы, и через год, пока
ещё не был исчерпан фонд народного доверия, вас - это я Гозману говорю - может
быть, и выгнали бы из страны. Зато была бы решена проблема уничтожения
нежизнеспособной промышленности."
Г-н Навальный:
"Я был его (Гайдара) фанатом в романтическую пору становления рыночной
экономики. До хрипоты ругался со всеми, кто был против него. Романтическая пора
прошла, а Гайдар остался одним из немногих, кто сохранил к себе безоговорочное
уважение и пиетет... Мы все осиротели. Светлая память Егору Гайдару. Великому
человеку, прошедшему великие потрясения и оставшемуся Человеком".
Что, кому-то ещё
непонятно, что отношение гг. Чаплина и Навального к бирюлёвской и прочим
"арбузным ночам" напрямую вытекает из вышеприведённых цитат? Что
единственная возможная форма защиты плодов "радикальных реформ"
Гайдара, Гозмана и других на данном этапе - это межнациональные погромы и
убийства? Гг. Чаплиным-Навальным это давным-давно кристально ясно, даст бог,
дойдёт это понимание и до их противников.
С другой стороны,
тот, кто захочет отменить плоды этих реформ, должен будет произнести проповедь
братолюбия, подобную той, которую услышал в своё время генерал Деникин:
- Братие! Оставим
все наши споры и раздоры. Сольёмся воедино...
Ну, и так далее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий