Александр АРТЁМОВ
На экраны вышел
последний фильм умершего в 2013 году режиссёра Алексея Германа "Трудно
быть богом" (по одноимённой повести Аркадия и Бориса Стругацких). В
рецензиях на фильм, даже благожелательных, трудно не заметить сквозящего
разочарования.
Вот цитаты из
достаточно типичных отзывов.
Из рецензии
Эдуарда Лимонова (отрицательной): "Идёт дождь, и много грязи и почему-то все принюхиваются и нюхают.
Главное действующее лицо дон Румата Эсторский даже лопату нюхает. Вылавливают
книжников и топят их в дерьме туалетов. А книжники - это те, у кого есть
печатные издания. А печатные издания - это комки слипшихся страниц, а вовсе не
книги. В грязи и по лужам, и дождь сверху, бродят такие зомби - население. Все
поголовно - уроды. У тому же Алексей Герман Старший широко пользуется крупным
планом. И вот эти грязные зловещие личики нам назойливо демонстрирует. Всё это
грязное население ссорится, сталкивается,
ходит, бродит, в грязи, дон Румата пьёт до бессознанки алкоголя, едет на
осле лицом к его хвосту, швыряется дерьмом как нашист, и читает стихи Блока...
Владения дона Руматы, это по-видимому подразумеваемый СССР, серое братство у
власти. В общем, печальная никому не нужная неудача. На кой чёрт!".
Из рецензии
блогера santagloria ("объективной"): "На первых же кадрах -
длительный и детальный акт использования нужника, чей-то зад через прорезь
дыры, и размазывание подобранного с земли (грязи? не-грязи?) по лицам в кадр.
Подумала - не об этом ли молчали? Следующие двадцать минут были совершенно
идентичными. Грязь. Герой просыпается под столом с гниющими остатками еды и
пальцем достает насекомое из стакана, прежде чем выпить (к счастью, не пьет).
Снова мерзость, требуха, парша, всё скользко от месива - на улице от дерьма и
грязи, внутри помещений - от крови, грязи и того же дерьма. Кого-то долго и
подробно топят в нужнике...
Полное отсутствие
любой динамики - визуальной или сюжетной. Все мутно и муторно: персонажи каждые
три минуты или плюют друг другу в лицо или размазывают по этому же лицу
очередную органическую грязь. Периодически в кадре всплывают отсылки к
христианской иконографике - пьяный Румата задом наперед на осле пытается
въехать в городские ворота и забрасывает свежим ослиным дерьмом поющих под
стеной монахов. Ноги Руматы в воде, эту воду пьют. Разговоры о боге. Рыбы и
прочая символика. Привычно отмечаю эти отсылки, но они не акцентированы и
совершенно не выделяются из монотонного ритма повествования. А оно
действительно монотонно и мучительно - густое, мёрзлое пространство, в котором
постоянно происходит то, от чего всю жизнь учился отводить взгляд... Кому-то
буднично вспарывают живот. Но это не шокирует. Не удивляет. Не пугает. Только
монотонность, мерзость, отвращение, скука. Сопереживание - на нуле.
Вовлеченность - на минус два. Действия нет, как такового, нет добра и зла, нет
эмоционального контраста, нет вектора движения - только скучные, неприятные
люди, совершающие бессмысленные действия с грязью во всех ее проявлениях. Нет,
это не "Сало" Пазолини. Это даже не по мотивам книги и не по духу ее
- сюжет и герои Стругацких здесь относительно декоративны. Недоуменная тоска.
Скука и грязь. Зачем я смотрю на все это?.. Бесконечное колесо серости,
вращающееся без всякой цели и смысла. Без катарсиса, без победы и поражения,
без логического конца. В этом аду не заметна разница между прогрессорами и
аборигенами. Нет даже торжества резни, устроенного Руматой."
А это отрывок из
как бы положительной рецензии Умберто Эко: "Как только вы попадаете в это
Босхово полотно, остаётся брести по закоулкам, даже по таким, которых на
настоящем полотне-то и не видно. Вы бредёте под гипнозом ужаса. Нужна немалая
сила духа, чтобы восстановить дистанцию... В этом аду, созданном из
нетерпимости и изуверств, из омерзительных проявлений жестокости, нельзя
существовать отдельно, как будто не о тебе там речь, не о тебе fabula
narratur... Приятного вам путешествия в ад. В сравнении с Германом фильмы
Квентина Тарантино - это Уолт Дисней."
В чём причина
разочарования? "Ну не может же быть так, - рассуждала интеллигенция, -
чтобы в последнем фильме Великого Режиссёра не было какого-то глубокого
Откровения и Послания, месседжа?" И 15 лет, пока снимался фильм, она
терпеливо ждала этого месседжа. Дождалась. На экране "очень много
букофф" - эти буквы составлены из крови, дерьма, других нечистот, тупых
уродливых лиц, - но осмысленный текст из этих букофф не складывается. Месседж
не прочитывается. Послание заключается в отсутствии послания. Печалька!
Ну точь в точь
как в бородатом анекдоте: "Идёт по пустыне караван верблюдов, оставляет за
собой лепёшки навоза. Потом идёт другой караван, тоже оставляет лепёшки навоза.
- А в чём соль-то? - Соли нет. Только песок и дерьмо."
Но фокус
заключается в том, что в момент написания повести Стругацких послание у
шестидесятнической интеллигенции, которой эта книга так пришлась по сердцу,
было. В повести его вдохновенно выразил житель планеты "высокоучёный
доктор Будах": "Чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы
труд и знание стали единственным смыслом их жизни!". В одной из сцен
повести главный герой дон Румата с ненавистью думал про окружавшую его толпу
светских донов: "Протоплазма... Просто жрущая и размножающаяся
протоплазма". В другой сценке он мысленно называл её "колонией
простейших". Но, спрашивается, чем сам-то благородный дон Румата от неё
отличался? Не жрал, не пил, строго соблюдал обеты безбрачия и целомудрия?..
Вроде бы нет. Отличался он только и исключительно наличием Послания - вот того,
которое сформулировал доктор Будах. Именно это наличие высокой жизненной цели и
делало дона Румату из куска «протоплазмы» «прогрессором» - тайным служителем
Истории, призванным ускорить её ход в королевстве Арканар. И ненавидел он
окружавшую его "светскую чернь" именно за то, что она была лишена
этого послания, просто жрала, пила и размножалась безо всякой цели, без смысла.
Примерно такой -
причастной к тайному ордену прогрессоров - ощущала себя советская интеллигенция
в середине 60-х годов, когда вышла в свет повесть Стругацких. И надо признать,
что тогда у неё (интеллигенции) ещё были к этому некоторые основания. Но вот
потом, в последующие 25 лет, произошли необратимые и досадные перемены.
Послание, которое она несла, много раз переписывалось, редактировалось и
дополнялось, из него бесследно исчез сначала труд, а потом и знание, зато
возникли, как основная ценность, "права человека". А затем, в начале
90-х, откуда-то как самая высокая ценность внезапно свалились... деньги, что
было для многих и вовсе полнейшим сюрпризом. В конце концов, примерно около
1993 года, послание совсем куда-то потерялось по дороге, как та гоголевская
пропавшая грамота.
Это состояние -
утраты интеллигентского послания - тогда, в 1993 году, неплохо выразила Валерия
Новодворская, которая написала: "За последние 7 лет человечество утратило
с нашей помощью такой золотой эталон, как фундаментальный критерий "прав
человека"... Я лично правами человека накушалась досыта. Некогда и мы, и
ЦРУ, и США использовали эту идею как таран для уничтожения коммунистического
режима и развала СССР. Эта идея отслужила свое и хватит врать про права человека
и про правозащитников. А то как бы не срубить сук, на котором мы все сидим...
Невзоров, умница, первый додумался до корня проблемы. Есть "наши" - и
есть "не наши". И каждый по части прав человека стоит за своих.
Большего и требовать нельзя."
Однако -
удивительное дело! - и после этого отречения от собственного прошлого
интеллигенты продолжали считать себя прогрессорами. Они решили, что никакое
послание им, в общем-то, и не требуется, потому что звание прогрессоров даёт
вовсе не служение высокой цели, а то, какие они тонко чувствующие и всё
понимающие, высокообразованные - не то что проклятое "быдло". Под
"быдлом" и "протоплазмой" теперь подразумевалась вовсе не
"светская чернь", не правящие классы, как в повести, а ровно наоборот
- простые люди.
Вот это же самое
состояние - отсутствие послания - и отразил бесстрастно фильм Германа.
"Соли нет - есть только песок и дерьмо". В фильме нет никакой разницы
между прогрессорами и окружающей их толпой, никакого контраста не возникает.
Прогрессоры утратили свои отличительные качества, слились со "жрущей и
размножающейся протоплазмой". Хотя прогрессор, у которого вместо послания
- зияющая чёрная дыра - и не прогрессор никакой, а нечто прямо противоположное.
Да, благородные доны и доньи, уже как минимум 20 с лишним лет вы не
прогрессоры, а регрессоры, и единственное, к чему вы способны - это погрузить
общество в зловонный мрак средневековья. (Как тех несчастных книжников, которых
в фильме топят в сортирах вниз головой). Что вы с успехом и выполняете,
непрерывно стеная про "Россию, которую вы потеряли" - то ли в XIX, то
ли ещё в XVI веке, и усердно вращая колесо истории назад.
Кстати, нынешние
украинские события невольно заставляют вспоминать многие фразы из повести
Стругацких:
"Нормальный
уровень средневекового зверства - это счастливый вчерашний день Арканара".
"-
Отвратительная вонь, - с чувством сказал Румата.
- Да. Ужасная. Но
зато как вольно дышится в возрождённом Арканаре!".
"Там, где
торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные. Эх, историки, хвостом вас
по голове".
Есть даже
описание недавней неприятности, случившейся с Александром Музычко:
"Из-за
портьеры снова выскочили трое монахов. Всё с той же неуловимой быстротой и
точностью, свидетельствующими об огромном опыте, они сомкнулись вокруг ещё
продолжавшего умильно улыбаться брата Аба, схватили его и завернули руки за
спину.
- Ой-ей-ей-ей!..-
завопил брат Аба. Толстое лицо его исказилось от боли.
- Скорее, скорее,
не задерживайтесь! - брезгливо сказал дон Рэба.
Толстяк бешено
упирался, пока его тащили за портьеры. Слышно было, как он кричит и
взвизгивает, затем он вдруг заорал жутким, неузнаваемым голосом и сразу затих.
Дон Рэба встал и осторожно разрядил арбалет. Румата ошарашенно следил за
ним."
Да, на смену серым
(воробуржуям, силовикам) на всём пространстве бывшего СССР - где быстрее, где
медленнее - приходят чёрные (откровенные нацисты и... монахи). Хотя воробуржуи,
понятное дело, тоже никуда не делись, просто нашли себе новых покровителей.
Забавно, что интеллигенты, - так сказать, «идейные наследники» Стругацких, по
поводу этих событий вовсю кинулись радостно возглашать: "как вольно
дышится в возрождённом Арканаре!". Только у одних «возрождённый Арканар»
находится по эту сторону украинской границы, у других - по ту, хотя на самом
деле он - всюду.
Впрочем, в
повести, в отличие от фильма, нетрудно найти оптимистические цитаты и для
настоящего момента. Не у мятущегося интеллигента дона Руматы, само собой, а у
местного крестьянского бунтовщика Араты Горбатого – спокойного и уверенного в
себе:
"- И что вы
намерены делать? - спросил Румата, опуская глаза.
- Как обычно. Я
знаю, что такое Святой Орден; не пройдёт и года, как арканарский люд полезет из
своих щелей с топорами - драться на
улицах. И поведу их я, чтобы они били тех, кого надо, а не друг друга и
всех подряд."
Осталось немного
подождать и увидеть – сбудется ли прогноз благородного Араты?
Комментариев нет:
Отправить комментарий