понедельник, 7 апреля 2014 г.

РИМСКИЕ ЦЕЗАРИ И СОВЕТСКИЕ ВОЖДИ, ОПЫТ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ БИОГРАФИИ



Илья РОМАНОВ, политзаключённый (Нижний Новгород)

Олдос Хаксли как-то сказал, что аналоги всех правителей (а, возможно, и шире - всех людей вообще) можно увидеть в первых шести римских императорах: Юлий Цезарь, Октавиан Август, Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон... Если в эту тему углубиться, можно обнаружить, действительно, удивительные закономерности.

Вот, была в древнем Риме рабовладельческая республика. Затем произошло восстание Спартака, что, можно предположить, явилось стимулом для перехода к империи. Посмотрим на деяния императоров первой династии в их последовательности.

1. Юлий Цезарь. Захватил власть, выиграл гражданскую войну. (Ленин? Ленин в совокупности с Троцким?).

2. Октавиан Август. Воссоединил распавшуюся на две части империю, необычайно усилил её могущество. По натуре был незлобив, не уважал доносов.

3. Тиберий. Отличался крайней подозрительностью и жестокостью. При нём в обиход вошли доносы, аресты, казни, конфискации. С лёгкостью казнил невиновных. Население Рима жило в страхе, тирана ненавидело и боялось. Кстати, и Иисуса распяли при Тиберии, хоть сам он к этому отношения и не имел.

4. Калигула. Начал правление с того, что заявил: репрессий более не будет. Публично сжёг доносы и заведённые при Тиберии досье. Впоследствии оказалось, что сожжены были лишь некоторые незначительные бумаги, а остальное Калигула тщательно хранил. Нервировал элиту постоянными экстравагантными выходками вроде требования сделать сенатором своего коня. (Сандалетой, интересно, по трибуне не стучал?). Поскольку при Калигуле даже его ближайшее окружение начало опасаться за свою жизнь - это окружение его и убило.

5. Клавдий. К власти сам не рвался, был обнаружен преторианцами спрятавшимся за занавеской и объявлен императором.
Клавдий. К власти сам не рвался, был обнаружен преторианцами спрятавшимся за занавеской и объявлен императором.
После террора при Тиберии и выходок Калигулы наступило длительное благоденствие. Проводил разумную кадровую политику, осуществил масштабное строительство. Себя называл "мягким правителем", доносы запретил рассматривать вообще.

При этом прямо у него под носом, во дворце, его первая жена Мессалина устроила гнездо преступлений и разврата. Клавдий любил, отложив государственные дела, предаваться застолью. Мессалину и её окружение сурово покарал. Однако в жёны ему после этого подсуетили сестру Калигулы Агриппину, которая и спровадила императора на тот свет. (При встречах на высшем уровне целоваться, интересно, любил?).

6. Нерон. Хотел быть больше артистом, чем правителем. Был в высшей степени склонен к рисовке. Вначале был встречен в Риме с энтузиазмом, так как объявил о реформах, которых все ждали после клавдиевского "застоя". Вскоре, однако, обнаружилось, что реформы весьма двусмысленны, и во многом не улучшают, а ухудшают положение граждан. Допустил страшную катастрофу: грандиозный пожар в Риме, равного которому не было 500 лет. Однако свалил вину на секту христиан, которых и без того все ненавидели. Начал ездить на длительные гастроли - в основном в Грецию, где, как он считал, его могут оценить. Дела в Риме бросал на самотёк. На востоке проводил тонкую политику, крайне выгодную зарубежным партнёрам, поэтому за границей (например, в царствах Междуречья) Нерона обожали не только тамошние правители, но и простой народ. Однако, вызвал крайнее недовольство "силовиков". Вышли из подчинения гарнизоны в Британии, Галлии, Испании. Империя была поставлена на грань распада, некоторые гарнизоны двинулись на Рим. Объявлен сенатом "врагом народа", после чего ГКЧП-исты помогли Нерону с самоубийством, в отношении Нерона показательно ещё то, что по его приказу была убита его мать, которая ранее сделала всё для того, чтобы привести его к власти...

Нерон был последним императором в династии, после него пришла к власти династия Флавиев: Веспасиан, потом Тит. Про Веспасиана лично мне мало что известно, а Тита умные римляне считали примитивным солдафоном и находились к нему в тайной, а то и открыто проявляемой оппозиции. Сенатор Варрон даже подготовил и выпустил в противовес ему лже-Нерона...

Однако, возвращаясь к первой династии. Имеем ли мы дело с цепью случайных совпадений, или в таком цикле есть некоторая закономерность, закономерная сменяемость одной сущности другой? (Разница только в том, что Сталин был как бы Августом и Тиберием "в одном флаконе"). Если закономерность есть, то к чему она относится? Ведь в случае с большевистской революцией процесс, как принято считать, был революционный, а с империей в Риме - контрреволюционный, а вернее - реакционный (реакция на восстание рабов). Хотя ещё ранее я пришёл к выводу, что революция всегда смешана с контрреволюцией так, что зачастую трудно разобрать, куда что отнести.
Нет, что-то тут явно неспроста. Вот ещё один штришок. Горбачёва в народе звали Михаилом Меченым, а Нерона первые христиане искренне считали антихристом. (Про антихриста христиане знали ещё до написания Откровения Иоанна Богослова). И в том, и в другом случае - намёк на связь с некими дьявольскими силами. Может, про всех правителей говорят такое? Да нет, про Брежнева-Клавдия никто ничего подобного не говорил.
Может, это некоторый цикл любой длительной диктатуры вообще? Другая версия заключается вот в чём: время, а соответственно и история, движутся по спирали, а витки этой спирали где-то сближаются, и от этого влияния, за счёт поля времени, происходят похожие исторические события. Тогда, что ли, наша история, начиная с большевистской революции, движется по витку, параллельному витку перехода Рима к империи? Тут ответа на эти вопросы пока нет, да и вряд ли он есть вообще, но если вникнуть глубже, можно понять много полезного.

А то вот Стругацкие, опять же: на основании изучения каких циклов они сделали такие точные прогнозы, как всё будет, в "Граде обреченном", вплоть до такого:

"А вот схватить бы мэра за седой загривок, трахнуть мордой об стол: где хлеб, сука?! Почему солнце не горит?!". Стругацкие, хоть и ребята соответствующей национальности, но не библейские всё ж пророки, чтоб ясновидением разглядеть седой загривок Гаврилы Попова? Это одно из наиболее точных попаданий, хотя множество сбывшихся прогнозов есть и в других произведениях Стругацких: о массовой потребительской психологии ("Хищные вещи века"), а также о массовом оппортунизме перед инородной силой, которой нужны только природные ресурсы - желудочный сок ("Второе нашествие марсиан")...

Комментариев нет:

Отправить комментарий