вторник, 26 марта 2013 г.

ПРИХОДИТСЯ ИЗУЧАТЬ ФЕОДАЛИЗМ И РАБОВЛАДЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ



Александр АРТЁМОВ

В январе с. г. в Казахстане один безработный гражданин подвергся наказанию - вроде бы незначительному (пять суток ареста), но при этом весьма символическому, - даже, возможно, в чём-то символизирующему всю нынешнюю эпоху.

Поводом для наказания стало следующее событие. В Павлодаре кортеж посетившего город главы Сената Казахстана Кайрата Мами направлялся в аэропорт. И 21-летний безработный имел дерзость показать проезжавшему мимо кортежу парламентского вельможи средний палец руки. Непочтительный жест был замечен, и сотрудники полиции задержали виновника. Против него было заведено административное дело, и он получил пять суток ареста.
Вскоре эпизод получил продолжение. Союз мусульман Казахстана выступил с иронической инициативой внести в Уголовный кодекс Казахстана новую статью, которая оградила бы честь и достоинство высоких сановников от покушений со стороны простолюдинов. Законопроект запрещает, в частности:
"- открыто демонстрировать отдельные пальцы в направлении высокопоставленных лиц и государственных символов;
- высовывать язык, показывать кулак или фигуру из трёх пальцев, именуемых в простонародье дулей или фигой;
- плевать в направление высокопоставленных лиц и сквернословить (прилагается полный перечень недопустимых выражений);
- демонстративно ковырять в носу, чихать и сморкаться в направлении высокопоставленных лиц;
- таращить глаза, надувать щеки, ложиться на землю, вставать на голову, поворачиваться спиной или боком, подпрыгивать, нагибаться, опускаться на четвереньки, морщить нос, закрывать глаза, зажимать ноздри, засовывать пальцы в рот, вызывать рвоту, отрыжку, зевать, затыкать уши, визжать, свистеть, стонать, издавать животные звуки (лаять, хрюкать, мычать, блеять, ржать и так далее), хвататься за сердце, демонстрировать скуку, одышку, потовыделение, эпилепсию, бешенство, аллергию, контузию, дрожь в конечностях, колики в животе и печени, громко хохотать, ухмыляться, притворяться мёртвым или пьяным..."

Конечно, такой проект едва ли приобретёт силу закона, тем более, что предложен он в порядке иронии. А вот реальное его применение фактически уже идёт, учитывая "павлодарский казус".

И что здесь удивительного? Многие уже позабыли, что в средние века любого, даже самого задрипанного феодала, окружала, подобно стае назойливых мух или кусачих ос, целая свита привилегий и ритуалов. Только жалили и кусали эти мухи и осы не самого сеньора, а всех окружающих. Начиная с обязательного титулования господина, поклонов, иногда - необходимости падать ниц при проезде титулованной персоны, не надевать в её присутствии головной убор, не садиться, не поворачиваться к сиятельному лику спиной или боком и т. д. и т. п.

В эпоху "перестройки" советских граждан убеждали, что речь идёт о возвращении от опасного и вредного "красного эксперимента" к "нормальному" буржуазному обществу. О вхождении в т. н. "цивилизованный мир". И для этого нам надо вернуться немножко назад, примерно к февралю 1917 года. Было бы ли там всем хорошо - вопрос, мягко говоря, спорный, но станция "Февраль 1917-го" оказалась транзитной. Мы промчались мимо неё без остановки - в точности как в самом 1917-м году, только в обратную сторону. Фигурально выражаясь, "машину времени" заело. И вот мы, лихорадочно дёргая бесполезный рычаг, стремительно погружаемся куда-то в пучину глухого средневековья, с раздробленностью на удельные вотчины, всемогуществом клерикалов, триумфом мракобесия, неравенством сеньоров и простолюдинов перед законом, и прочими "прелестями" развитого феодализма.
Забавно: всё последнее столетие западные страны, во многом следуя революционному примеру России, шаг за шагом вытравляли, изживали сохранившиеся у них родимые пятна феодализма. Из палаты лордов Великобритании вычистили наследственных пэров, во всех странах отменялись всевозможные древние ритуалы и церемонии вокруг ещё сохранившихся титулованных особ. Образно говоря, клубящийся вокруг них рой мух и ос - старинных привилегий - старательно разгоняли мухобойками.

Например, до недавнего времени этикет британского королевского двора запрещал во время аудиенции поворачиваться спиной к царствующей особе. Читателям Джеральда Дарелла, наверное, запомнился рассказ друга автора - Фона Бафута - о том, как он общался с Елизаветой II.

"- Вам понравилась королева?
- Ва! Понравилась? Очень понравилась! Замечательная женщина. Совсем-совсем маленькая... Но сильная, сразу видно. Ва! Это очень сильная женщина... Я подарил королеве зуб слона, - продолжал он. - Вы его видели?
- Да, я его видел, - ответил я, припоминая великолепный резной бивень, преподнесенный её величеству камерунцами.

- Этот зуб я подарил от всего народа Камеруна, - объяснил он. - Королева сидела в каком-то кресле, и я тихо подошёл к ней, чтобы отдать зуб. Она взяла его. Тут европейцы стали говорить, что не годится показывать свою спину королеве, поэтому все люди пятились. И я пятился. Ва! А там ступеньки! Я боялся, что упаду, но шёл очень тихо и не упал... а как боялся!

Он смеялся до слёз при воспоминании о том, как, отходя от королевы, пятился по ступенькам".

И вот в 2009 году этот многовековой обычай отменили. Придворные юристы объяснили королеве, что, если кто-то из пятящихся спиной упадёт, ушибётся (не говоря уж - сломает себе шею), то царствующей особе грозят судебные иски. И она, скрепя сердце, согласилась, сделав оговорку, что старший королевский конюшенный и церемониймейстер дипломатического корпуса будут и впредь придерживаться старой нормы этикета и во время торжественных приёмов покидать зал, пятясь назад. А лорд-канцлер даже заявил, что будет соблюдать эту традицию в парламенте добровольно. Что ни говори, прогресс!
А у нас - наоборот, регресс. Вокруг князей церкви и её служителей, просто власть имущих сгущается жужжащий рой титулов (Ваша Честь... Ваше Святейшество... Ваше Блаженство... Ваше Высокопреосвященство... Ваше Преподобие...), кусающихся и жалящих привилегий, особых правил и законов. Благородные доны носятся по дорогам на своих роскошных колесницах, игнорируя любые дорожные правила, сбивая прохожих, как кегли в боулинге. И не несут за это никакого реального наказания. Действует правило: "Кто не спрятался - я не виноват!" А покажи им обрызганный грязью с колёс прохожий или застрявший в пробке водитель средний палец или плюнь с досадой в их сторону - так, чего доброго, загремит за решётку, как тот злосчастный безработный из Павлодара.

Это и есть неравенство сословий перед законом, одна из характерных черт феодального строя. Те из нас, кто учился ещё в СССР, проходили это в школе, на уроках истории средних веков.

Но теорию мы, как видно, не выучили должным образом, - и вот поэтому теперь приходится изучать феодализм и рабовладение на практике...

1 комментарий:

  1. РЕПЛИКА НА "ПРИХОДИТСЯ ИЗУЧАТЬ ФЕОДАЛИЗМ И РАБОВЛАДЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ"

    http://lj.rossia.org/users/svobodnoe_slovo/170919.html?nc=2

    Дмитрий СТАРИКОВ

    Все эти разделения на "измы" во многом устарели ещё в середине прошлого века: Югославия была братской коммунистической державой, а потом, когда Тито разругался со Сталиным - фашистской диктатурой. А в США, по мнению многих голосовавших за республиканцев, - уже сейчас коммунистический режим. Кстати, это главная, как ни суди, демократия мира, является также и самой религиозной в странах золотого миллиарда. Это - такая же правда, как то, что наша доперестроечная жизнь всё-таки много "феодальнее" сегодняшней.

    Конечно, какой же помнящий те времена, если ему уже за "полтинник", гражданин не хотел бы вернуть полностью бесплатные образование и медицину, как и отсутствие безработицы? Но - когда он вспомнит, что за бесплатное высшее образование он получал зарплату меньше, чем при отсутствии такового, что в нацреспублике без взятки и аппендикс не вырезали, что гарантом всеобщей занятости была Сибирь за тунеядство, а ещё и очереди, и свободы, - гражданин этот начинает чесать репу. Пока ни до чего не дочесался. А когда дочешется, - убедится, что главная проблема сегодняшней жизни, - отсутствие суверенной власти и единой державы. Поскольку "вторая перестройка" имеет чисто компрадорский характер, она ведёт к устранению из политики и грядущему вымиранию русского, да и российского в широком смысле, - народа.

    ОтветитьУдалить