Александр АРТЁМОВ
Смерть президента
Венесуэлы Уго Чавеса и реакция на неё, как лакмус, очень хорошо высветила,
"кто есть кто" в российской политике.
Левые политики и
блогеры довольно единодушно высказывают сожаление по поводу кончины Чавеса, и
соболезнования народу Венесуэлы. Характерный отзыв блогера tsarjov:
"Первый раз испытал огорчение от смерти политика".
Иначе реагируют
либералы и другие правые. "Умер Уго Чавес. По местному времени 5 марта,
как и Сталин. Но он был далеко не Сталин, - пишет, например, Борис Немцов. - Он
был 100% харизматик-популист. Бензин в Венесуэле стоил 10 центов за литр... Его
любили бедные и ненавидели образованные и свободные люди". С точки зрения
Немцовых, когда богатая нефтяными запасами страна продаёт бензин своим
гражданам по цене грязи - это плохо. Достаточная причина для ненависти
"образованных и свободных" (читай просто: богатых) людей! То ли дело
в путинской сырьевой империи, где бензин её подданным продаётся по
"мировым ценам" или даже выше. Разумеется, так было (и будет) и при
власти немцовых.
"Бессменный
диктатор Венесуэлы неожиданно оказался смертным. Мне почему-то совершенно не
жаль", - откровенничает Антон Носик.
По поводу
определения Чавеса как "диктатора" Евгений Бунтман обращает внимание
на парадокс: "Чавес пришел к власти на выборах, переизбрался тоже на
выборах, проиграл референдум (!!!), его противники организовали военный
переворот (который одобрили США), переворот не удался, хунту никто
расстреливать не стал. И всё равно пол-ленты пишет: "Ой, какой ужасный
диктатор"".
И впрямь:
клеймили-клеймили правые Чавеса как лютого диктатора, отчасти
"авансом" за его "будущие злодеяния", - а он взял и всех их
надул - до конца жизни правил, как демократ. Но эта проговорка раскрывает всю
суть правого "новояза". "Демократ" - это правитель,
который, если надо, расстреляет собственный парламент (как Ельцин в 1993 году),
если надо, обнулит, экспроприирует, превратит в золу и пепел трудовые
сбережения большинства населения (как тот же Ельцин в 1992 году) - но даже в
страшном сне не посмеет покуситься на святое святых - "священную и
неприкосновенную собственность" кучки олигархов международного класса. А
если посмеет, пусть и с соблюдением всех демократических процедур, - то из
"демократа" мгновенно превратится в "диктатора" и
"деспота", как Чавес.
Многие левые
блогеры хвалят покойного президента именно за то, что он "остался
демократом": не отстреливал политических оппонентов, при нём сохранялись
свобода прессы и конкурентные выборы всех уровней, вплоть до президентских. Да,
это так. Но тут можно усмотреть и косвенный упрёк в адрес красных
революционеров прошлого столетия, которые перечисленные заповеди нарушали.
Что ж, попробуем
разобраться. Разумеется, парламентская демократия - чуткий, тончайше
настроенный политический прибор, да вот беда: работает этот прибор в узком
диапазоне общественных температур, ну, скажем, от минус двадцати до плюс
двадцати градусов Цельсия. Градусом больше, градусом меньше - и этот
чувствительный прибор попросту выходит из строя, перестаёт работать. А если
накал социальных противоречий в обществе достигает температуры - даже не
кипения воды, а раскалённой лавы - что тогда?.. Не случайно же российское
демократически избранное Учредительное собрание в 1918 году разгоняли дважды -
сначала в Питере большевики, левые эсеры и анархисты, а потом в Омске
новоявленный белогвардейский "Верховный правитель России" адмирал
Колчак. Как замечал В. И. Ульянов: "Я всегда говорил: прекрасен
парламентаризм, но только времена теперь не парламентарные". Чавесу в
известном смысле "повезло": он пришёл в политику тогда, когда первая,
наиболее кровопролитная и жестокая волна борьбы вокруг красных идей в мире уже
схлынула.
Вторая волна
красных революций оказалась гораздо мягче первой. Хорошо это или плохо? С одной
стороны, социальные преобразования менее глубоки, с другой - они даются гораздо
меньшими усилиями и жертвами. Но факт остаётся фактом. Сравним: в красной
России оппозиционные партии - левые эсеры, анархисты, максималисты (да и то,
надо признать, с немалыми затруднениями) легально действовали примерно до
1923-1924 годов, а легальная оппозиция вообще - до конца 1927 года. То есть
только первое десятилетие революции (хотя и это, заметим, вовсе не мало). А в
Никарагуа (где совершилась в 1979 году одна из последних революций "первой
волны" или одна из первых - второй) весь период сандинистской революции
действовала, издавала свою печать (газету "Пренса") и участвовала в
выборах легальная оппозиция. Хотя при этом параллельно шла гражданская война с
"контрас". В Венесуэле же оппозиция не только существовала, но и на
равных боролась с правящей партией все годы боливарианской революции. А
гражданской войны, если не считать отдельных эпизодов, не было. Но только ли
это "личная заслуга" президента Уго Чавеса? Нет, изменился сам дух
времени, а точнее, снизился накал социальной борьбы. И красные преобразования,
пусть и со скрипом, но стали укладываться не только в формат гражданской войны,
но и в рамки мирного политического противостояния.
Кстати, когда в
начале 70-х годов другой красный латиноамериканский президент - Сальвадор
Альенде - тоже попробовал быть "добрым" к правой оппозиции и
сохранять в Чили в неприкосновенности парламентскую демократию, полную свободу
прессы и т. д. - известно, насколько плачевно это закончилось и для него, и для
всего народа Чили. Благими намерениями оказалась вымощена дорога в ад, точнее,
к военно-полицейской диктатуре генерала Пиночета.
Итак, "левый
поворот" в Латинской Америке демонстрирует, что идеи революционного
социализма сейчас вполне совместимы со многими классическими
"буржуазно-демократическими" свободами - слова и печати, например. (С
чем они плохо совместимы - так это с кричащим социальным неравенством, с
которым как раз и боролись все без исключения красные). Таким образом,
либералам придётся рано или поздно либо отказаться от своей излюбленной и
замусоленной за сто лет игрушки "всякий красный правитель -
диктатор", либо упрямо твердить своё, вступая во всё большее противоречие
с реальностью.
Впрочем, в этом
смысле история красного движения в точности повторяет историю буржуазных
революций. Сейчас может показаться странным курьёзом, но двести лет назад
многие считали несовместимыми демократию и общественные свободы. (Хотя какой же
курьёз, если те же самые заплесневелые идеи 200-летней давности сейчас
проповедует г-жа Латынина и другие либерал-пиночетчики?). Не кто иной, как
вождь первого периода Французской революции граф Мирабо заявлял, что считает
наиболее ужасной власть 600 персон (т. е. парламента): "Завтра они объявят
себя несменяемыми, послезавтра - наследственными, с тем чтобы закончить
присвоением себе неограниченной власти". Ещё в середине XIX столетия
либералу Виктору Гюго приходилось доказывать в парламенте, что демократия и
свободы - вещи вполне совместимые. Сейчас же левым приходится доказывать другую
вещь, которая будет совершенно очевидна для будущих поколений: что социальное
равенство, демократия и свобода - не только вполне совместимы, но и необходимы
друг другу.
Однако
исторический путь к ним прокладывался и прокладывается отнюдь не через манную
кашу. Как писал в своё время Лев Троцкий, "да будет известно запоздалым
либеральным доктринёрам, - демократия появилась на свет вовсе не
демократическим путем... Без якобинской расправы над феодализмом немыслима была
бы даже и буржуазная демократия".
Поэтому левым не
стоит поддаваться искушению отделить в рядах красных революционеров разных эпох
"агнцев" от "козлищ", "добрых демократов" от
"злых диктаторов". Это было бы грубым искажением исторической правды.
И главное в деятельности Уго Чавеса - вовсе не его оценка как
"демократа" или "диктатора", а тот факт, который, как ни
странно, довольно точно выразил г-н Немцов: его любили бедные и ненавидели
богатые. Как и всех его предшественников в течение двух последних веков...
Комментариев нет:
Отправить комментарий