вторник, 9 апреля 2013 г.

НАГРАДА НАЙДЁТ ГЕРОЕВ ТРУДА... НА ГАЛЕРАХ



Александр АРТЁМОВ

Владимир Путин подписал указ об учреждении звания Героя Труда Российской Федерации. Как говорится в указе, это сделано "в целях повышения общественной значимости и престижа самоотверженного и добросовестного труда". Как известно, ранее звание Героя Социалистического Труда существовало в СССР.

Отношение к труду и к тем, кто трудится, резко менялось в России за последние сто лет, и не однажды. Дворянство царской России вплоть до 1917 года в открытую именовало простонародье, т. е. всех трудящихся, "чернью". Сохранило эту милую привычку и после революции, в эмиграции. Послевоенных эмигрантов - отнюдь не друзей советской власти - немало шокировало, когда старые эмигранты простодушно спрашивали у них что-то вроде: "Вы ведь сами из порядочной семьи, не из черни?.."

Революция 1917 года и новая красная власть провозгласили совершенно иное отношение к труду и трудящимся. Как пелось в революционной песне:

Мы путь земле укажем новый,
Владыкой мира будет труд!

Это уважительное отношение к труду казалось в СССР настолько самоочевидным, естественным и незыблемым, что оно сохранялось до поры до времени даже у оппозиционной интеллигенции. Так, академик Андрей Сахаров (кстати, сам - трижды Герой Социалистического Труда) в своей первой диссидентской работе "Размышления..." (1968) одобрительно отмечал, что "только социализм поднял значение труда до вершин нравственного подвига". Братья Стругацкие, бывшие "культовыми" писателями интеллигенции в 60-е и 70-е годы, выражали своё кредо устами одного из героев: "Чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!".

Но постепенно, исподволь, в "высших слоях" общества пробивались и брали верх совершенно иные настроения. "Работать", а уж тем паче физически, становилось "непрестижно". Карикатура 1964 года из советской печати: молодые стиляги сидят в баре и пьют коктейли. Один из них говорит: "Слыхал, Гарик-то совсем опустился: пошёл в шахту работать!". Однако в 60-е годы, вероятно, от такого рассуждения поморщились бы даже диссиденты. Но факт остаётся фактом - постепенно это отношение шаг за шагом стало для нашей "элиты" мейнстримом.

У Виктора Шендеровича есть чрезвычайно характерный в этом смысле текст - "Желание быть испанцем". Г-н Шендерович в 1984 году увидел на улице крупную фотографию-плакат: К. У. Черненко с супругой и король Испании Хуан Карлос де Бурбон с супругой, королевой Софией, в Московском Кремле. Шендерович пишет: "Руки супруги товарища Черненко цепко держали сумочку типа ридикюль. Но бог с нею, с сумочкой: лица! Два - и два других рядом. Меня охватил антропологический ужас. Я не был диссидентом, я был вольнодумец в рамках, но этот контраст поразил меня в самое сердце. Я вдруг ощутил страшный стыд за то, что меня, мою страну представляют в мире и вселенной - эти, а не те. В одну секунду я стал антисоветчиком - по эстетическим соображениям".

А ведь в другой стране, или в другую эпоху, наоборот, образованные люди гордились бы тем, что государство возглавляет не какой-нибудь де Бурбон, а человек рабоче-крестьянского происхождения, выходец из той самой "черни", т. е. гущи народной. Не говоря уж о том, что Константин Устинович к 1984 году давно уже не был "простым человеком", рабочим от станка или крестьянином от сохи, и носил такие изысканные, стильные западные галстуки, что они сделали бы честь любому британскому денди, хоть даже самому Оскару Уайльду. Но всё равно - у "эстета"-интеллигента возникает "антропологический ужас" к представителю "черни", "страшный стыд" и безотчётный порыв горячих верноподданнических чувств к королевской династии Бурбонов.

Эти самые чувства "страшного стыда", "антропологического ужаса" и "желание быть испанцами" интеллигенция и реализовала в ходе "перестройки", когда самым страшным ругательством для неё стало слово "Шариков". Что ж, - что заказывали, то и получили - в качестве чуть ли не главного идеолога режима ныне выступает потомственный аристократ в энном поколении г-н Н. С. Михалков. Пусть не Бурбон, зато бурбон еще тот. Как говаривал профессор Преображенский, "нате, получайте Михалкова и ешьте его с кашей"... Государство вот уже второй раз подряд возглавляют не адские рабочие и крестьяне (хотя бы и "экс"), а питерские интеллигенты. Вы довольны?..

Возможно, завершающую символическую точку в перемене отношения к труду и трудящимся довелось поставить газете "Известия". В 1999 году эта вполне официозная газета опубликовала фотографию В. И. Новодворской, где Валерия Ильинична, улыбаясь, демонстрировала кукиш... статуе рабочего на станции московского метро "Площадь Революции". Примечательно, что в этом "перформансе" поучаствовала газета, которая начинала в марте 1917 года как издание "Совета рабочих и солдатских депутатов". Теперь она перешла на позиции тех, кто тогда называл эти самые Советы "советами собачьих и рачьих депутатов". Круг замкнулся...

Нынешняя "элита" не просто презирает труд, трудящихся, но и люто ненавидит их чисто "антропологической" ненавистью. Какой же смысл на это искреннее, неподдельное чувство наклеивать улыбчивую маску показного уважения к труду? Кого она обманет?..

Но, если помните, у Салтыкова-Щедрина окрестные дворяне тоже осудили излишнюю прямоту своего собрата - "дикого помещика", пожелавшего избавиться от собственных крестьян. И когда он своего добился, приехавшие гости, такие же аристократы, как и он, только и говорили ему в сердцах: "Ну и дурак же ты, братец!". Поворачивались и уезжали. И были правы, поскольку без тех, кто на него каждодневно гнул спину, наш помещик одичал, оброс когтями и шерстью и обратился в животное.

Так что нынешнее учреждение звания "Герой Труда" можно прокомментировать так: фракция прикровенных "диких помещиков" одержала верх над фракцией откровенных. И теперь трудящихся бывшего СССР ждёт не только дальнейшее планомерное урезание их трудовых и социальных прав, не только запреты забастовок, не только расстрелы бастующих, уже опробованные в Казахстане, но и сверкающие цацки-бирюльки, пожалованные им барской милостью. Ну, и себя, наверное, герои рабского труда на галерах тоже не забудут.
Как говорится в другой сказке Салтыкова-Щедрина: "Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать! Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водку да пятак серебра (вероятно, следует читать: звезду Героя Труда. - Примечание автора): - веселись, мужичина!".

АНЕКДОТЫ В ТЕМУ. 1. Власть решила возродить звание "Герой Труда"...
Надо же хоть как-то отметить тех бессребреников, кто всю жизнь пахал на "Ударников Приватизации" и "Ветеранов Оффшора"...
2. В России вводятся звания Героев Труда. Предполагается ввести степени:
- (третья степень) Герой Капиталистического Труда (для олигархов, банкиров, бизнесменов и т.д.);
- (вторая степень) Герой Феодального Труда (для потомственных аристократов, таких, как Н. С. Михалков);
- (высшая степень) Герой Рабовладельческого Труда (исключительно для рабов на галерах).

1 комментарий:

  1. Дмитрий СТАРИКОВ:

    Да, славные реформы 90-х обратили не сидящий на "трубе" народ в ходячий ряженый "бутерброд", рекламирующий чужие ценности. Это при плясках в Лондоне по смерти М. Тэтчер или подъём антимонархического движения в Испании, против лучшего на сегодня правящего монарха. Подобного у нас - лучше бы не было.

    ОтветитьУдалить