Александр АРТЁМОВ
Владимир Путин
подписал указ об учреждении звания Героя Труда Российской Федерации. Как
говорится в указе, это сделано "в целях повышения общественной значимости
и престижа самоотверженного и добросовестного труда". Как известно, ранее
звание Героя Социалистического Труда существовало в СССР.
Отношение к труду
и к тем, кто трудится, резко менялось в России за последние сто лет, и не
однажды. Дворянство царской России вплоть до 1917 года в открытую именовало
простонародье, т. е. всех трудящихся, "чернью". Сохранило эту милую
привычку и после революции, в эмиграции. Послевоенных эмигрантов - отнюдь не
друзей советской власти - немало шокировало, когда старые эмигранты простодушно
спрашивали у них что-то вроде: "Вы ведь сами из порядочной семьи, не из
черни?.."
Революция 1917
года и новая красная власть провозгласили совершенно иное отношение к труду и
трудящимся. Как пелось в революционной песне:
Мы путь земле
укажем новый,
Владыкой мира
будет труд!
Это уважительное
отношение к труду казалось в СССР настолько самоочевидным, естественным и
незыблемым, что оно сохранялось до поры до времени даже у оппозиционной
интеллигенции. Так, академик Андрей Сахаров (кстати, сам - трижды Герой
Социалистического Труда) в своей первой диссидентской работе
"Размышления..." (1968) одобрительно отмечал, что "только
социализм поднял значение труда до вершин нравственного подвига". Братья
Стругацкие, бывшие "культовыми" писателями интеллигенции в 60-е и
70-е годы, выражали своё кредо устами одного из героев: "Чтобы больше
всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом
их жизни!".
Но постепенно,
исподволь, в "высших слоях" общества пробивались и брали верх
совершенно иные настроения. "Работать", а уж тем паче физически,
становилось "непрестижно". Карикатура 1964 года из советской печати:
молодые стиляги сидят в баре и пьют коктейли. Один из них говорит:
"Слыхал, Гарик-то совсем опустился: пошёл в шахту работать!". Однако
в 60-е годы, вероятно, от такого рассуждения поморщились бы даже диссиденты. Но
факт остаётся фактом - постепенно это отношение шаг за шагом стало для нашей
"элиты" мейнстримом.
У Виктора
Шендеровича есть чрезвычайно характерный в этом смысле текст - "Желание
быть испанцем". Г-н Шендерович в 1984 году увидел на улице крупную
фотографию-плакат: К. У. Черненко с супругой и король Испании Хуан Карлос де
Бурбон с супругой, королевой Софией, в Московском Кремле. Шендерович пишет:
"Руки супруги товарища Черненко цепко держали сумочку типа ридикюль. Но
бог с нею, с сумочкой: лица! Два - и два других рядом. Меня охватил
антропологический ужас. Я не был диссидентом, я был вольнодумец в рамках, но
этот контраст поразил меня в самое сердце. Я вдруг ощутил страшный стыд за то,
что меня, мою страну представляют в мире и вселенной - эти, а не те. В одну
секунду я стал антисоветчиком - по эстетическим соображениям".
А ведь в другой
стране, или в другую эпоху, наоборот, образованные люди гордились бы тем, что
государство возглавляет не какой-нибудь де Бурбон, а человек
рабоче-крестьянского происхождения, выходец из той самой "черни", т.
е. гущи народной. Не говоря уж о том, что Константин Устинович к 1984 году
давно уже не был "простым человеком", рабочим от станка или крестьянином
от сохи, и носил такие изысканные, стильные западные галстуки, что они сделали
бы честь любому британскому денди, хоть даже самому Оскару Уайльду. Но всё
равно - у "эстета"-интеллигента возникает "антропологический
ужас" к представителю "черни", "страшный стыд" и безотчётный
порыв горячих верноподданнических чувств к королевской династии Бурбонов.
Эти самые чувства
"страшного стыда", "антропологического ужаса" и
"желание быть испанцами" интеллигенция и реализовала в ходе
"перестройки", когда самым страшным ругательством для неё стало слово
"Шариков". Что ж, - что заказывали, то и получили - в качестве чуть
ли не главного идеолога режима ныне выступает потомственный аристократ в энном
поколении г-н Н. С. Михалков. Пусть не Бурбон, зато бурбон еще тот. Как говаривал
профессор Преображенский, "нате, получайте Михалкова и ешьте его с
кашей"... Государство вот уже второй раз подряд возглавляют не адские
рабочие и крестьяне (хотя бы и "экс"), а питерские интеллигенты. Вы
довольны?..
Возможно,
завершающую символическую точку в перемене отношения к труду и трудящимся
довелось поставить газете "Известия". В 1999 году эта вполне
официозная газета опубликовала фотографию В. И. Новодворской, где Валерия
Ильинична, улыбаясь, демонстрировала кукиш... статуе рабочего на станции московского
метро "Площадь Революции". Примечательно, что в этом
"перформансе" поучаствовала газета, которая начинала в марте 1917
года как издание "Совета рабочих и солдатских депутатов". Теперь она
перешла на позиции тех, кто тогда называл эти самые Советы "советами
собачьих и рачьих депутатов". Круг замкнулся...
Нынешняя
"элита" не просто презирает труд, трудящихся, но и люто ненавидит их
чисто "антропологической" ненавистью. Какой же смысл на это
искреннее, неподдельное чувство наклеивать улыбчивую маску показного уважения к
труду? Кого она обманет?..
Но, если помните,
у Салтыкова-Щедрина окрестные дворяне тоже осудили излишнюю прямоту своего
собрата - "дикого помещика", пожелавшего избавиться от собственных
крестьян. И когда он своего добился, приехавшие гости, такие же аристократы,
как и он, только и говорили ему в сердцах: "Ну и дурак же ты,
братец!". Поворачивались и уезжали. И были правы, поскольку без тех, кто
на него каждодневно гнул спину, наш помещик одичал, оброс когтями и шерстью и
обратился в животное.
Так что нынешнее
учреждение звания "Герой Труда" можно прокомментировать так: фракция
прикровенных "диких помещиков" одержала верх над фракцией
откровенных. И теперь трудящихся бывшего СССР ждёт не только дальнейшее
планомерное урезание их трудовых и социальных прав, не только запреты
забастовок, не только расстрелы бастующих, уже опробованные в Казахстане, но и
сверкающие цацки-бирюльки, пожалованные им барской милостью. Ну, и себя,
наверное, герои рабского труда на галерах тоже не забудут.
Как говорится в
другой сказке Салтыкова-Щедрина: "Поехали они в казначейство, и сколько
тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать! Однако и об
мужике не забыли; выслали ему рюмку водку да пятак серебра (вероятно, следует
читать: звезду Героя Труда. - Примечание автора): - веселись, мужичина!".
АНЕКДОТЫ В ТЕМУ.
1. Власть решила возродить звание "Герой Труда"...
Надо же хоть
как-то отметить тех бессребреников, кто всю жизнь пахал на "Ударников
Приватизации" и "Ветеранов Оффшора"...
2. В России вводятся
звания Героев Труда. Предполагается ввести степени:
- (третья
степень) Герой Капиталистического Труда (для олигархов, банкиров, бизнесменов и
т.д.);
- (вторая
степень) Герой Феодального Труда (для потомственных аристократов, таких, как Н.
С. Михалков);
- (высшая
степень) Герой Рабовладельческого Труда (исключительно для рабов на галерах).
Дмитрий СТАРИКОВ:
ОтветитьУдалитьДа, славные реформы 90-х обратили не сидящий на "трубе" народ в ходячий ряженый "бутерброд", рекламирующий чужие ценности. Это при плясках в Лондоне по смерти М. Тэтчер или подъём антимонархического движения в Испании, против лучшего на сегодня правящего монарха. Подобного у нас - лучше бы не было.