Константин
КАЛИНИН
"Для лирики
Галанскова характерны сильные образы, часто она становится похожа на
ритмическую прозу, кричащую отчаянием, освобождающуюся от навязчивых видений о
насилии". (Вольфганг Казак)
4 ноября 1972
года в лагерной больнице от заражения крови умер автор знаменитого
"Человеческого манифеста", поэт и диссидент Юрий Галансков. 19 июня
2012-го Юрию Тимофеевичу Галанскову должно было бы исполниться 73 года, но
вместо этого в этом году исполняется сороковая годовщина его трагической
смерти. 4 ноября - скорбная дата. Юрий Тимофеевич мог бы дожить до наших дней,
мог получить общественное признание и ездить по России с концертами, как это
делает сейчас, например поэт Игорь Губерман, на чью долю также выпали годы
тюрьмы. Но, увы, Юрия Галанскова нет с нами.
Юрий Галансков
боролся за права человека. Писал стихи, участвовал в знаменитом "митинге
гласности" в защиту Даниэля и Синявского, помогал в подготовке
правозащитных материалов для публикации на Западе. Всё это Галансков делал,
несмотря на постоянную угрозу ареста. В "награду" от "благодарных"
потомков Юрий Тимофеевич получил лишь забвение. А сколько других менее
известных поэтов, писателей, художников умерли в СССР в тюрьмах или в нищете,
так и не получив общественного признания? Поэзия в наши дни не в почёте.
Расцвет поэзии, пришедшийся на эпоху "оттепели", ушёл в небытие.
Интернет окончательно испортил людей.
Теперь любой
невежда имеет возможность для "самовыражения" своих самых гнусных
мыслей и чувств. Найти же по-настоящему
ценную информацию порой крайне нелегко. А сколько графоманов развелось? И
каждый из них мнит себя поэтом или писателем. Впрочем, это не вина интернета. Интернет
всего лишь средство передачи информации, средство нужное и полезное. Как
говорил профессор Преображенский: "разруха в головах". Обыватели и до
появления интернета предпочитали проводить время у телевизора или за чтением
бульварной литературы вместо того, чтобы читать поэзию, историко философскую и
научную литературу. Так и хочется прочесть из "Человеческого
манифеста":
Где они -
те, кто нужны,
чтобы горло пушек
зажать,
чтобы вырезать
язвы войны
священным ножом
мятежа.
Где они?
Где они?
Где они?
Или их вовсе нет?
-
Вон у станков их
тени
прикованы горстью
монет.
Сегодня, когда
кровавый тиран Сталин пользуется, по всем социологическим исследованиям,
массовой популярностью, когда значительная часть населения оплакивает СССР, а
молодёжь носит футболки с советской символикой, приходит понимание того, что
Зло, не получившее всенародного осуждения, неизбежно восторжествует вновь. Сколько времени должно пройти, чтобы
народ в России признал свою вину и раскаялся? Вину за молчаливое согласие, с
которого власть убивала лучших людей и продолжает гноить по тюрьмам тех, у кого
есть чувство собственного достоинства и смелость бороться против
несправедливости и лжи. Может быть, на это потребуется Вечность?
"Человеческий
манифест" не потерял за прошедшие годы своей актуальности. Наоборот,
спустя десятилетия манифест Галанскова по-прежнему
звучит современно, искренне, революционно. И кто знает, может быть, спустя
многие годы в России всё-таки появится потребность в гражданской поэзии, и
тогда лучшим памятником для Юрия Тимофеевича Галанскова станет интерес к его
жизни и творчеству.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Юрий
ГАЛАНСКОВ. "Человеческий манифест".
1
Все чаще и чаще в
ночной тиши
вдруг начинаю
рыдать.
Ведь даже крупицу
богатств души
уже невозможно
отдать.
Никому не нужно:
в поисках Идиота
так намотаешься
за день!
А люди идут,
отработав,
туда, где деньги
и бляди.
И пусть.
Сквозь людскую
лавину
я пройду,
непохожий, один,
как будто кусок
рубина,
сверкающий между
льдин.
Не-бо!
Хочу сиять я;
ночью мне разреши
на бархате
черного платья
рассыпать алмазы
души.
2
Министрам, вождям
и газетам - не верьте!
Вставайте,
лежащие ниц!
Видите, шарики
атомной смерти
у мира в могилах
глазниц.
Вставайте!
Вставайте!
Вставайте!
О, алая кровь
бунтарства!
Идите и доломайте
гнилую тюрьму
государства!
Идите по трупам
пугливых
тащить для
голодных людей
черные бомбы, как
сливы,
на блюдища
площадей.
3
Где они -
те, кто нужны,
чтобы горло пушек
зажать,
чтобы вырезать
язвы войны
священным ножом
мятежа.
Где они?
Где они?
Где они?
Или их вовсе нет?
-
Вон у станков их
тени
прикованы горстью
монет.
4
Человек исчез.
Ничтожный, как
муха,
он еле шевелится
в строчках книг.
Выйду на площадь
и городу в ухо
втисну отчаянья
крик!
А потом, пистолет
достав,
прижму его крепко
к виску...
Не дам никому
растоптать
души белоснежный
лоскут.
Люди!
уйдите, не
надо...
Бросьте меня
утешать.
Все равно среди
вашего ада
мне уже нечем
дышать!
Приветствуйте
Подлость и Голод!
А я, поваленный
наземь,
плюю в ваш
железный город,
набитый деньгами
и грязью.
5
Небо! Не знаю,
что делаю...
Мне бы карающий
нож!
Видишь, как
кто-то на белое
выплеснул черную
ложь.
Видишь, как
вечера тьма
жует
окровавленный стяг...
И жизнь страшна,
как тюрьма,
воздвигнутая на
костях!
Падаю!
Падаю!
Падаю!
Вам оставляю
лысеть.
Не стану питаться
падалью -
как все.
Не стану кишкам
на потребу
плоды на могилах
срезать.
Не нужно мне
вашего хлеба,
замешанного на
слезах.
И падаю, и
взлетаю
в полубреду,
в полусне.
И чувствую, как
расцветает
человеческое
во мне.
6
Привыкли видеть,
расхаживая
вдоль улиц в
свободный час,
лица, жизнью
изгаженные,
такие же, как и у
вас.
И вдруг, -
словно грома
раскаты
и словно явление
Миру Христа,
восстала
растоптанная и
распятая
человеческая
красота!
Это - я,
призывающий к
правде и бунту,
не желающий
больше служить,
рву ваши черные
путы,
сотканные из лжи!
Это - я,
законом
закованный,
кричу
Человеческий манифест, -
И пусть мне ворон
выклевывает
на мраморе тела
крест.
(1960 г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий